Можно ли радикально изменить экономические реалии?

0
420

АРАМ САФАРЯН

Политический аналитик,

кандидат филологических наук,

доцент политологии

В результате мощного всенародного протеста мы получили нового премьера и новое правительство. Сейчас мы хотим понять, в самом ли деле это простая смена власти или начало беспрецедентной революции? Всего пару месяцев назад многим казалось, что постаревший и усталый армянский народ не в состоянии публично выразить свое недовольство и призвать всемогущие власти к сдержанности. Однако сегодня абсолютное большинство наших сограждан настроено гораздо оптимистичней и преисполнено большими надеждами. Поводом к написанию данной статьи послужил интерес автора к вопросу о возможности действительно нового экономического скачка в Армении. Что нужно, чтобы обеспечить такую гражданскую солидарность и всенародное единство, в условиях которого сверхнапряжением общих усилий, мы сможем, скажем, в десятилетний срок построить новую Армению с совершенно другим уровнем жизни и с намного большей притягательностью для армян и остального мира?

Что нужно для двукратного увеличения ВВП Армении?

Как известно, ВВП Армении на душу населения – 3800 долларов США. Наш государственный бюджет – меньше 4-х миллиардов долларов, а весь ВВП – около 10 миллиардов. Армения находится в ряду наиболее бедных стран мира и имеет непривлекательные показатели для масштабных инвестиций. Это общеизвестно. В этом нет ничего нового. В конце 2017 г. впервые за последнее десятилетие мы заметили обнадеживающие тенденции, подсказывающие, что можно достичь нового, более впечатляющего уровня экономики. Так, впервые в истории наш экспорт превысил 2 миллиарда долларов, подсказывая, что нужно ставить задачу довести его до 3-х миллиардов в год. Небольшой, но обнадеживающий рост в отдельных отраслях экономики показал, что напряжением сил можно довести соотношение экспорта к ВВП до 30%, постепенно превращаясь в серьезную экспортирующую страну. Последние показатели ряда отраслей промышленности (виноделия, пищевой, текстильной и обувной промышленности и пр.) показывают, что при наличии политической воли и стабильных инвестиций возможен значительный рост промышленности, а 1.5 млн туристов в прошлом году показывает, что сфера туризма имеет реальную возможность стать ведущей в экономике. Всем ясно, что в условиях 5.7%-ного экономического роста и превышающего 7% индекса экономической активности разговоры о возможности длительного и стабильного экономического развития Армении вполне реалистичны.

Владимир Путин, Президент России — нашего главного военно-политического союзника и стратегического партнера, недавно сформулировал задачу экономического взлета своей страны – в шестилетний срок стать пятой экономикой мира. Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев сформулировал казахское видение: к 2050 г. занять место среди 30 наиболее развитых стран мира. Мы, что скатились в ряд бедных стран мира, деля с Азербайджаном 116-117 места рейтинговых списков, до сегодняшнего дня и в мыслях своих не могли представить возможность скачкообразного развития в нашей стране.

Уже в который раз перед независимой Арменией во весь рост встает вопрос, возможно ли серьезное и стабильное развитие в условиях конфронтации с Азербайджаном и экономического эмбарго, осуществляемого Турцией? События последнего месяца объяли наше общество оптимизмом. Не спеша с похвалой и комплиментами, давайте констатировать, что люди преисполнены положительными ожиданиями и очень хотят верить, что Армения может действительно развиваться и процветать.

У нас олигархическая экономика. Эта реальность, присущая не только нам, но и очень многим странам современного мира. В Израиле, с которым наши стали все чаще себя сравнивать, тоже есть олигархи, что однако не мешает привлекать средства со всего мира и внедрять их в израильскую экономику. Уже давно, когда евреи говорят, что у какой-то страны хорошие отношения с Израилем, они просто имеют в виду, что по разным каналам в Израиль текут деньги из этой страны. Еврейские структуры и организации, поставившие дело привлечения инвестиций для Израиля на беспрецедентную основу, действительно достойны глубокого уважения и могут вызвать зависть.

Недавние массовые протесты в Армении вызвали самый позитивный отклик армянской диаспоры во всем мире. После многолетней апатии там тоже пробудилась вера, что в Армении что-то может измениться к лучшему.

Грубо говоря, можно считать, что созрела поставленная нами задача удвоения ВВП Армении в десятилетний срок, ухода из лагеря бедных и занятия устойчивого места в ряду развивающихся стран. Что нужно для этого?

Что думает патриотичный олигарх?

В течение последних двадцати лет из Армении в западные банки и офшоры ежегодно уходило по одному миллиарду в год, т. е. 20 миллиардов за 20 лет. Эта малая толика того, что знакомо по России, из которой за последние 20 лет в западные банки утекло более двух триллионов долларов. Неоднократно повторенное Президентом Путиным увещевание русским денежным мешкам вернуть переведенные на Запад средства в Россию, осуществилось лишь в малой части. Американские и английские власти могут рассказать об этих деньгах только в случае, если это необходимо для решения их политических проблем с Россией. В остальных случаях об этих суммах пока нет речи. То, что в последние 20 лет американцы и англичане молчат об армянских миллиардах, свидетельствует только о том, что наши миллиардеры не сделали шагов, которые бы вызвали возмущение Запада. Вместе с тем, когда армянские чиновники пытались пригласить зарубежных инвесторов для участия в развитии нашей страны, им отвечали: если это хорошая инвестиция, почему же ваши олигархи не делают этого? С другой стороны, одной из укоренившихся реалий независимой Армении является то, что политические лидеры руководствовалась простым лозунгом: «если это не мое, то этого может не быть». Это оттолкнуло многих зарубежных армян, желавших инвестировать в Армению, но не желавших делиться.

Говорят, что счастливы народы, рождающие лидеров, намерения и видение которых выше их собственного кармана и клановых интересов. В данный момент получилось так, что новое правительство и старый парламент достигли временного баланса. Некоторые также называют это двоевластием. На месте находятся также армянские олигархи. Они никуда не уехали. Задача в том, чтобы они оставались и впредь и выразили бы желание участвовать в укреплении Армении. Автор этих строк искренне верит, что армянские олигархи имеют национальный облик и смогут создать справедливые правила новой игры, в частности, для бурного развития малого и среднего предпринимательства. Создавшееся политическое, сугубо временное, равновесие можно интерпретировать двояко. Первое, что это состояние, которое просуществует до поры, пока правительство Никола Пашиняна настолько потерпит неудачу, что его будет легко свергнуть. Второе, что настоящие политические реалии смогут создать твердый фундамент для прихода к такому согласию между широкомыслящими старыми и новыми элитами, что породит настоящую (а не поддельную) гражданскую солидарность.

Сможет ли новое правительство работать без возврата присвоенных старым сумм? Ведь для работы им нужны суммы? Сможет ли новое правительство создать достойные доверия новые, гибкие экономические структуры для привлечения существенных инвестиций? Нельзя не отметить, что в течение прошедших полутора лет в условиях понятных ограничений правительство Карена Карапетяна добилось определенного экономического успеха. Это трудно отрицать. Но именно эти тенденции развития показали, что без серьезных инвестиций, без серьезного доверия со стороны иностранных инвесторов экономика развиваться не может. Почему израильские олигархи не мешают притоку в страну огромных инвестиций со всего мира (особенно с наиболее развитой его части)? Каким образом об этом договорились крупные олигархи всего мира? Неужели они обладают  сверхчеловеческими качествами и невозможно перенять их опыт? Почему мы не говорим об этом вслух?

Национальное согласие, как основа экономического взлета

Лидер всенародного протеста, а ныне премьер-министр Никол Пашинян по разным поводам заявлял, что движение не ставит требований по изменению внешней политики и что на политической повестке движения стоят главным образом внутренние проблемы. Он выразил благодарность Российской Федерации за сдержанное и непредвзятое отношение к событиям в Армении. Мне рассказывают, как ликуют армяне в США, Франции, Германии, Бельгии и в других странах Запада после смены власти. Армения – страна всех армян. Без исключения. На нее имеет право каждый, кто пожелает считать Армению своей родиной. После труднейших испытаний эта реальность, осознанная всеми нами, должна породить еще один императив. Всем армянам (кто пожелает) нужно дать возможность участвовать в экономической жизни Армении. Представляете, что будет, если политические «верхи» еще раз обманут «низы»? Когда еще армянское общество придет в себя от этого удара? В дни столетия Первой Республики Армения вопрос о том, достойны ли армяне иметь независимое государство, кажется излишним. Потому что у нас оно есть. Среди примерно 4000 наций и народностей мира мы в числе двухсот счастливых, имеющих государственность. Наши верхи в конце концов обязаны сформировать ту высокую нравственность, которая поведет за собой общество. Мы ждем лидеров, которые поставят общие интересы превыше своих. Говорят, каждый народ порождает таких героев раз в сто лет. Нам нужны такие герои. Мы ищем лидеров, достойных нашего века и мыслящих созвучно времени. Недостатка в последователях и в бескорыстных помощниках у них, наверное, не будет.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here