Сценарии развития экономики Республики Армения и Евразийская интеграция

0
407

АШОТ ТАВАДЯН

Доктор экономических наук, профессор, руководитель Центра экономических исследований,

Член Евразийского экспертного клуба

 

Выступление на Круглом столе “Роль экспертного и образовательного сообщества Армении в развитии Евразийской экономической интеграции”

24 октября 2017 года, вторник

Конференц-зал НОФ “Нораванк”, Ереван, Армения

 

Страны ЕАЭС стояли перед угрозой потери не только единого гуманитарного пространства и общего правового поля, но и ослабления взаимосвязанного экономического и оборонного потенциала. Координация и укрепление экономических связей и военно-политического сотрудничества стали жизненной необходимостью.

Центр экономических исследований совместно с ОО «Интеграция и развитие» и Научно-образовательным фондом «Нораванк» в работе «Армения и ТС: оценка экономического эффекта интеграции»[1] первым в 2013г. обосновал необходимость вступления Армении в ЕАЭС. Мы показали, что при вступлении в ЕАЭС имеется возможность дополнительно увеличить рост ВВП на 1-2%. При невступлении же в ЕАЭС ущерб составил бы 500 млн долларов в год, а при неподписании ассоциативного соглашения с ЕС потери составили бы примерно 30 млн долларов в год. Однако дело не только в этом. Ключевой фактор – сценарий развития. Первый сценарий: расширять сферу услуг, увеличивать внутреннее потребление за счет кредитов, грантов, продажи стратегического сырья, или второй сценарий – обеспечить развитие экономики за счет военно-промышленного комплекса, существенного роста экспорта готовой продукции. Выбор очевиден.

Следует подчеркнуть, что в статье 4 Договора о ЕАЭС «Основные цели Союза» указано, что основными целями Союза являются не только формирование единого рынка товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов, но и всесторонняя модернизация, кооперация и повышение конкурентоспособности национальных экономик. Фактически в Договоре отмечена необходимость способствовать развитию экономики по второму, существенно более эффективному сценарию.

Для развития нашей страны соотношения экспорта продукции к ВВП должно достичь 30%, сейчас этот показатель составляет 18%. При чем экспорт в основном готовой продукции должен быть нашей главной целью, в противном случае существенного развития в Армении не будет, ибо для страны с малой экономикой внутренний рынок весьма ограничен.

Ежегодный объем экспорта составлял 1,5 млрд. долларов, а в 2016г. этот показатель достиг 1,775 млрд. долларов.

Необходимо довести эту цифру до 3 млрд. долларов. Только в этом случае возможно решить социальные проблемы Армении, в том числе в военно-промышленной сфере. Ключевую роль в росте экспорта играет его структура. Основная перспектива роста экспорта готовой продукции, у которой высокий процент добавленной стоимости и это Россия. Объемы поставок в Россию и ЕС примерно равны: но в Евросоюз Армения экспортирует главным образом сырье.

По данным НСС, объём экспорта за 2016г. увеличился за год на 20% по сравнению с тем же периодом 2015 года. В 2016 экспорт из Армении в Россию вырос на 50%. Фактически весь рост экспорта был обеспечен за счет роста экспорта в Россию. В 2017г. рост экспорта составил уже 22%, в Россию – 31%. Имеется также рост экспорта в ЕС, однако в основном за счет роста цен на руду цветным металлов. Цена на медь за 2016-2017г. выросла с $4400 до $6500, на 48%. В Россию же экспорт вырос в основном за счет роста экспорта готовой продукции.

Такой показатель внушает оптимизм и позволяет предполагать, что бизнесу Армении удалось преодолеть те неопределённости в понимании процедур экспорта в страны ЕАЭС, которые существовали в 2015 г – в первый год членства Армении в Союзе.

Отметим, что в экспорте традиционно преобладают коньяк и сельскохозяйственная продукция (фрукты и овощи, рыба, сыр).

Причины роста экспорта из Армении в ЕАЭС следующие:

  • Подписание соглашения с ЕАЭС о снятии таможенных пошлин,
  • Упрощение всех процедур – от оформления и получения лицензий на экспорт до таможенного оформления,
  • Стабилизация курса российского рубля, в начале 2016г. он составлял 1$ — 77р., а в начале 2017г. 1$. 59р. Фактически рубль укрепился на 22.5%. Соответственно настолько же повысилась валютная выручка экспортеров в Россию.
  • Снижение цен на газ. Цена на газ снизились с 165$ за 1000кбм до 150$. Для конечных потребителей цена снизилась с 156 драмов до 146.7 драмов (на 6%). Свою роль сыграло и решение снизить цены на газ для тепличных хозяйств и перерабатывающей промышленности на одну треть.
  • Свою роль сыграли также ответные санкции России, расширившие возможность экспорта продуктов в Россию.

Данный результат можно считать позитивным на фоне санкций, применяемых к России, с положением с ценами на нефть, что конечно же является вызовом для ЕАЭС.

Сокращение бюджетных доходов в валюте, снижение покупательной способности в России оказало определенное влияние на спрос в России на экспортируемую готовую продукцию из других стран ЕАЭС. Снижение же цен на газ фактически увеличивает конкурентоспособность продукции конкурентам экономических субъектов ЕАЭС.

Следует отметить, что в то же время санкции могут быть стимулом развития инновационной промышленности, причем не только в России, но и в других странах ЕАЭС. Конечно, необходимо, соответственно Договору о ЕАЭС, проводить согласованную экономическую политику и в данной сфере.

Кроме санкций имеются вызовы, связанные с несогласованностью макроэкономической политики стран ЕАЭС. Как показывает мировая практика, в частности Маастрихтские критерии, ряд показателей играют ведущую роль при интеграции. Фактически в Договоре о ЕАЭС они в основном отражены в разделе XIII «Макроэкономическая политика» и в разделе XIV «Валютная политика», которые имеют ключевое значение для проведения согласованной экономической политики и выполнения целей Договора о ЕАЭС. Если в странах ЕАЭС по государственному долгу и дефициту государственного бюджета нет проблем, то по инфляции и курсу национальных валют отмечается существенная несогласованность.

Отметим, что в статье 63 раздела XIII «Основные макроэкономические показатели, определяющие устойчивость экономического развития» отмечено, что уровень инфляции не должен превышать более чем на 5 процентных пунктов уровень инфляции в государстве ЕАЭС, в котором этот показатель имеет наименьшее значение. Однако, как мы видим, данное условие не выполняется. В 2016г. инфляция в России составила 5.4%, при ставке ЦБ 10%, в Казахстане – 16%, при ставке ЦБ 12%, в Беларуси – 10.6%, при ставке ЦБ 18%. При этом в РА зафиксирована дефляция -1.1%, при ставке ЦБ 6.25%.

Валютная политика в странах ЕАЭС должна согласовываться соответственно разделу XIV «Валютная политика», а также соответствующему приложению N15 «О мерах, направленных на проведение согласованной валютной политики». Первоочередная конкретизация данного раздела чрезвычайно важна.

При четком выполнении ключевых статей Договора явно целесообразен переход в странах ЕАЭС на расчеты в рублях в торговле стратегическими товарами и отказ от привязки к доллару, что позволит интенсифицировать взаимные расчеты в национальных валютах и сократить долларизацию. Действительно следует проводить взаимную торговлю стратегическими товарами на базе рубля без привязки к доллару.

Данное предложение непосредственно следует из Договора о Евразийском экономическом союзе. В этом аспекте чрезвычайно важное значение принимает статья 64 Договора, где представлены цели и принципы согласованной валютной политики стран ЕАЭС.

Необходимо подчеркнуть следующий фактор: при неприменении на практике взаиморасчетов в национальной валюте, хотя бы по определенному сегменту продуктов, у центральных банков стран ЕАЭС не будет ясного стимула для четкого выполнения требований Договора о ЕАЭС, а также согласования и принятия соответствующих нормативов и документов. Отметим, что взаиморасчеты в национальных валютах прямо способствуют проведению согласованной и более рациональной политики плавающего курса.

Данная мера необходима в первую очередь для того, чтобы обезопасить экономику от колебаний национальных валют к доллару, снизить уровень долларизации в странах ЕАЭС, затраты на конвертацию, а также для снижения возможностей отрицательного воздействия на экономическую политику стран ЕЭАС. Крайне необходимо выполнять требования Договора о ЕАЭС о валютной политики и в первую очередь конкретизировать их. Очевидно, что, без согласованной денежно-кредитной и, особенно, без координации валютной политики целей Союза достичь невозможно.

В кризисной ситуации важное значение приобретает и уровень коррупции в странах ЕАЭС. Уровень коррупции в странах ЕАЭС по классификации Transparency International нельзя считать удовлетворительным. При максимально возможном индексе восприятия коррупции в 100 баллов, в 2016г. среди 176 стран Беларусь занимает 79 место с оценкой 40, Армения занимает 113 место с значением индекса 33. У других стран ЕАЭС индекс восприятия коррупции еще ниже: Россия и Казахстан – 131 места, с оценкой 29, Киргизия – 136 место, с оценкой 28. Быстрое преодоление критического порога оценки 50 индекса восприятия коррупции из возможных 100 баллов должно стать ориентиром для стран ЕАЭС. Это чрезвычайно важно, ибо при такой ситуации коррупционная составляющая в цене примерно 10%, а для товаров, имеющих монопольный характер, даже выше. Такое состояние коррупции прямо влияет не только на социальное положение в странах ЕАЭС, но и на повышение конкурентоспособности национальных экономик, что является одной из целей Союза.

Необходимо разработать согласованные меры по противодействию коррупции, здесь свою роль может сыграть и статья 69 «Транспарентность» Договора о Евразийском экономическом союзе.

Неэффективность, тем более коррупционные проявления, должны быть сведены к минимуму изначально. Это намного результативнее, чем вольно или невольно допускать коррупционные риски и только после этого контролировать и выявлять злоупотребления. Давно назрела необходимость антикоррупционной экспертизы, в особенности законов, регулирующих экономическую деятельность.

Необходимо использовать все возможности, созданные договором о ЕАЭС для создания совместных предприятий. Имеются перспективы армянско-российского сотрудничества в сфере оборонной промышленности, машиностроения, электротехники и приборостроения, привлечении инвестиций в производство стройматериалов и строительство плавилен меди, в химической и пищевой промышленности.

Следует скорректировать приоритеты экономической политики, четко определить и согласовать ее цели, сформулировать новую модель развития экономики для стран ЕАЭС и спрогнозировать ожидаемые результаты. Закон «О промышленной политике» РФ является базовой основой для России идентифицироваться не просто крупной региональной страной, а державой с крупнейшим потенциалом, в первую очередь в сферах экономики, обеспечивающих новую индустриализацию. Это необходимо России, а также и всем членам ЕАЭС, ибо страны с малой экономикой, как показывает и мировой опыт, обычно не могут занять достойную нишу в сфере современной индустриализации без емкого рынка, согласованной экономической политики и сложения своего финансового и ресурсного потенциала.

Формирование ЕАЭС пойдет по лучшему сценарию, если в ЕАЭС будут четко выполняться ключевые требования Договора о ЕАЭС и будет проводиться скоординированная промышленная политика, согласованная налогово-бюджетная, денежно-кредитная, в особенности валютная политика. Также чрезвычайно важно разработать и согласовать меры по эффективному противодействию коррупции. Ключ от успеха от интеграции стран Евразии, укрепления их экономической безопасности, в первую очередь, находится в их руках.

 

[1] https://eabr.org/analytics/integration-research/cii-reports/armeniya-i-ts-otsenka-ekonomicheskogo-effekta-integratsii/

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here