Армяно-российские взаимоотношения: диалог равноправных партнеров (политическое значение Туркменчайского договора)

0
341

ХАЧИК ГАЛСТЯН

Доктор политических наук,

член Евразийского экспертного клуба

 

Доклад на международной научно-практической конференции «Туркменчайский мир – 190 лет: история и современность»,

6 марта 2018 года, Ереван, Армения

 

В истории армянского и русского народов много знаменательных дат и событий, которые сыграли судьбоносное значение в взаимоотношениях двух народов. Безусловно, одним из таких ярких моментов является и Туркменчайский договор. Ровно 190 лет назад, в результате очередной русско-персидской войны, был подписан данный документ, согласно которому и восточная часть исторической Армении перешла к России.

И в Армении, и в России не мало историков, аналитиков и политиков, которые в своих выступлениях, в аналитических работах дают разные оценки этому событию. Например, с одной стороны, ультранационалистически настроенные круги в Армении могут представить это событие в ложном патриотическом свете. Ведь для них нет никакой разницы, если у нас отсутствует свое независимое национальное государство, в составе какой империи проживает армянский народ. Может и с политической точки зрения здесь есть доля правды: если ты не имеешь своей государственности, принципиально не важно, твой народ проживает в составе Российской, Персидской или Османской империи. Данная точка зрения опирается исключительно на самоценности и самоцельности национальной государственности.

И сегодня в армянском медиаполе присутствует данная точка зрения, преимущественно генерированная аналитическими центрами западного толка, которые в своих статьях, в аналитических материалах проталкивают такие идеи, как освобождение Армении от российского влияния, вывод российской военной базы с территории Армении, нагнетание антироссийских настроений среди населения и другие подобные призывы. К счастью, данная позиция на сегодняшний день является маргинальной и не пользуется большой популярностью среди граждан Республики Армения. Но, с другой стороны, надо отметить, что есть определенная “плодотворная почва” для раскрутки таких лже патриотических идей.

В России тоже есть политики, аналитики, которые на такие исторические документы смотрят и трактуют их содержание в духе англосаксонской политики политического реализма, согласно которой у России нет друзей и дружественных народов, а есть только национальные, а вернее — имперские интересы и амбиции, что границы Российской империи проходят через Армению, что Россия откармливает своего бедного союзника на Южном Кавказе, что без России армян попросту не будет на земле и т.п. Может быть, такой взгляд на вещи и оценка на армяно-российские взаимоотношения имела место в российском истеблишменте в конце 19-ого и в начале 20-ого века, когда доминировали такие концепты, как империя-сателлиты, центр-периферия, взаимоотношения между старшим и младшим братом и т.д.

По моему, как ультра националистический, так и неоимперский подходы рассмотрения армяно-российских взаимоотношений крайне опасны, более того, не совсем верны и не правильно отражают реальную политическую действительность.

И реальность заключается в том, что:

  1. Переход Восточной Армении к России, а ранее по Гюлистанскому договору и Карабаха обеспечил более или менее безопасное существование значительной части армян на своей родине.
  2. В соответствии с Туркменчайским договором персидская сторона обязалась не препятствовать переселению армян на эти территории. Фактически, если мы посмотрим на демографическую карту поселений в современной Армении, то увидим, что большинство из этих поселений были основаны сразу после русско-персидской войны 1826-1828 годов. Лично я родом из такой деревни, куда мои предки переехали именно после окончания русско-персидской войны.
  3. И третий, самый важный момент заключается в том, что если на территории Западной Армении турки позже организовали геноцид и целенаправленное уничтожение армянского народа, то в Восточной Армении и в Арцахе мы сумели восстановить веками утраченную независимость и обеспечить существование армянского народа.

Это очевидные факты, которые никогда не следует забывать, более того — игнорировать.

Что касается армяно-российских взаимоотношений за последние 200 лет, то они имели разную динамику и прошли определенную трансформацию. Первоначально их можно было охарактеризовать как, я уже сказал, взаимоотношения между имперским центром и бедной периферией, в советскую эпоху мы наблюдаем некую трансформацию. С одной стороны, как бы становимся частью единого целого, но с другой – эти взаимоотношения были как отношения между старшим и младшим братом, где русские выступали в роли старшего брата, а армяне — младшего. По сути, после распада Советского Союза по инерции именно такая схема взаимоотношений доминировала.

Вот почему именно сегодня необходим открытый диалог. Или мы принимаем друг друга как равноправных партнеров, ставя все проблемы на стол диалога, признаем, что армяно-российские взаимоотношения — это больше, чем сугубо политические интересы, или мы теряем друг друга и оказываемся в разрушительном вихре политического реализма и циничного прагматизма.

Я выбираю первый путь, и глубоко убежден, что здравый смысл и цивилизационная близость между нашими народами, ценностная общность и гуманизация политики, стремление к справедливому миропорядку — единственные способы обеспечения стабильного будущего армяно-российских взаимоотношений.

Спасибо за внимание.

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here