История, опыт и уроки Спитакского землетрясения

0
735

АРАМ САФАРЯН

Политический аналитик,

Координатор Евразийского экспертного клуба

 

В конференц-зале научно-образовательного фонда «Нораванк» был организован круглый стол на тему: «Тридцатилетие Спитакского землетрясения: история, опыт и уроки трагедии», в котором участвовали старшие дипломаты посольств России, Казахстана и Беларуси, представители 102-военной базы в Гюмри, известные политические и общественные деятели, историки и эксперты, студенты и аспиранты армянских ВУЗ-ов, журналисты целого ряда ведущих армянских СМИ. Круглый стол был организован совместными усилиями исследовательно-аналитической общественной организации «Интеграция и развитие», Евразийского экспертного клуба и НОФ «Нораванк». С интересными докладами выступили директор НОФ «Нораванк» Гагик Арутюнян, доцент Ширакского государственного университета Лилит Асоян, замдиректора НОФ «Нораванк» Ара Марджанян, старший научный сотрудник Института востоковедения НАН РА Армен Манвелян. Обсуждался ряд актуальных тем, к примеру: как поднялся «железный занавес», реалии и уроки 1988 г. для армянского общества, поддержка республик бывшего СССР и мирового сообщества, и почему не удалось вовремя завершить восстановление зоны бедствия, перестройка СССР и информационно-психологическая война вокруг Спитакского землетрясения. Этим круглым столом, по сути, начался цикл мероприятий в нашей стране, посвященных тридцатилетней годовщине Спитакского землетрясения и возданию уважения памяти его жертв. В данной аналитике попытаемся обобщить темы, обсуждаемые в упомянутой интеллектуальной среде.

История разрушительного землетрясения

Сила толчков в эпицентре замлетрясения составляла 8-10 баллов по 12-ибальной шкале Рихтера. Это было самым сильным землетряением 20-го века на Кавказе. Был до основания разрушен Спитак, разрушены Ленинакан и Кировакан, нанесен ущерб 21 городу и районам. Бедствие охватило 40% территории Армении, пострадало более миллиона граждан. Погибло 25 тысяч человек, 19 тысяч стали инвалидами или были ранены. Было разрушено 8 миллионов квадратных метров жилой площади, составлявшей 17% жилого фонда Армении. Из более 500 тысяч человек, оставшихся без крова, 120 тысяч было размещено в гостиницах и здравницах республик СССР. 70 тысяч самостоятельно покинуло зону бедствия. Было уничтожено 52% экономического потенциала Армении. Прекратили работу 170 промышленных предприятий. Годовой ущерб промышленности составил более 1.9 миллиарда советских рублей. Потеряли работу 82 тысячи рабочих и служащих. Ущерб, нансенный агропромышленному комплексу, превысил 2 миллиарда рублей. По ценам 1989 г. общий ущерб, нанесенный землетрясением, составил 14 миллиардов долларов США.

На третий день после землетрясения в Советском Союзе был объявлен траур. Впервые в истории СССР было принято решение разрешить представителям иностранных государств участвовать в спасательных работах. Руку помощи раненой Армении протянули 113 государств. Самые значательные усилия приложили Франция, Италия, Швейцария, Австрия, Норвегия, Нидерланды и другие страны, спасатели, врачи, инженеры и сейсмологи которых оказали неоценимую помощь. Однако основная тяжесть преодоления последствий катастрофы пала на Советский Союз. Первыми на помощь бедствующим пришли дислоцированные в этой зоне солдаты и офицеры советских вооруженных сил, которые плечом к плечу с местными с первых же секунд понесли всю тяжесть спасательной операции. По данным января 1989 г. над устранением последствий землетрясения работало более 20 тысяч советских солдат и офицеров. В благодарной памяти армянского народа остается образ гражданина и человека, Председателя Совета Министров СССР Николая Рыжкова, приложившего огромные усилия для облегчения тяжелого положения людей. Только по его инициативе и его усилиями в Армению было отправлено средств и ресурсов на сумму более 10 миллиардов рублей. Советский центр решил устранить последствия землетрясения за два года, однако вследствие наступившего экономического кризиса, процесса дезинтеграции и распада СССР эта программа не была претворена в жизнь. После распада Советского Союза спасательные и строительные организации союзных республик, работавшие в зоне бедствия, вернулись домой. Последними из Армении ушли российские строители. Вся тяжесть восстановления легла на плечи Армении.

Здесь мы обязаны вспомнить Шарля Азнавура, Керка Кркоряна, Алека Манукяна и других великих армян – национальных героев Республики Армения, развернувших неустанную деятельность для облегчения ее участи, заживления ее ран. Как и имя Николая Рыжкова, имена этих армян навеки останутся в коллективной памяти нашего народа.

Опыт землетрясения

Наши эксперты утверждают, что в течение 1990-2000-ых гг. армянские геологи, сейсмологи, инженеры и строители, пытавшиеся собственными силами оценить последствия разрушительного землетрясения и понять, можно ли избежать подобных катастроф, в числе прочих документов ознакомились с сейсмической картой СССР 1956 г., в которой республика обозначена в 8-ибальной сейсмической зоне, тогда как в сейсмической карте 1965 г. тот же регион включен в 7-ибальную зону и последующее за этим строительство в Гюмри, Ванадзоре и других местах осуществлялось с учетом этой балльности. Вот почему, говорят наши эксперты, многоэтажные здания Гюмри так быстро разрушились, не выдержав толчков. Даже если это правда, она никак не влияет на тот факт, что строительство Гюмри в 60-70-ых гг. было осуществлено с нарушениями, с беспечным разбазариванием и безответственным отношением к нормам безопасности. Примечательно, что Правительство Армянской ССР создало правительственную комиссию по изучению причин землетрясения, заключение которой так и не было опубликовано ни в годы существования СССР, ни после его распада. В условиях неопределенности, отсутствия ориентиров и программы восстановления в армянском обществе, находившемся в тяжелом психологическом состоянии, начали циркулировать не соответствующие действительности разные слухи, которые волновали умы ищущих причины произощедшего граждан, еще более сгущая царившую в обществе тяжелую атмосферу.

Примечательно, что в такой огромной стране, как СССР, не было специализированных спасательных служб. Только после Спитакского землетрясения Советский центр создал Государственный комитет чрезвычайных ситуаций, впоследствии ставший основой МЧС РФ. Вскоре подобная структура была создана и в независимой Армении. Другим уроком землетрясения было то, что Армении, как сейсмической зоне, как воздух необходима была своя хорошо оборудованная национальная сейсмическая служба, которую удалось создать на таком высоком уровне, который вызывает глубокое уважение специалистов многих стран.

Сейчас многие говорят о том, что немало людей скопило состояние в результате распределения и грабежа полученной из-заграницы помощи. Да, все знают, кто и где эти люди, но правда и то, что помощь зарубежных друзей действительно помогла Армении встать с колен и постепенно выпрямиться. И что без этой помощи было бы намного труднее. Опыт, накопленный общественностью независимой Армении в области благотворительных инициатив, был накоплен именно в дни устранения последствий Спитакского землетрясения.

Почему не удалось своевременно устранить последствия землетрясения? Почему процесс восстановления Гюмри, Ванадзора и других поселений тянулся более 20 лет, становясь причиной ослабления потенциала страны и массовой депопуляции этих городов? Почему общественно-политическая система Армении не нашла в себе силы наказать преступников и мошенников, которые в силу своей алчности, нанесли непоправимый ущерб делу восстановления? Почему сегодня, спустя 30 лет после землетрясения, в Гюмри все еще есть люди, живущие во временных домиках и пристанищах? Даже если верно то, что в условиях демонтажа социализма и установления рыночных отношений у Армении просто не было ресурсов в одиночку справиться с последствиями катастрофического землетрясения, верно также и то, что за последующие 20 лет эту политику можно было продвигать намного четче и честнее. Как бы то ни было, обращаясь к текущим проблемам, наши эксперы полагают, что мы, как общество, как общность уже опытных индивидуальностей, сегодня более готовы к преодолению трудностей, чем это было в 1988 г.

Уроки Спитакского землетрясения

Песня Шарля Азнавура «Для тебя, Армения», которую вместе с ним исполнили самые известные певцы и певицы того времени, была в короткое время распродана в 2 миллиона экземпляров.  Она сделала Армению узнаваемой в мире. В мире нет недостатка в милосердии и доброте. Но нет также недостатка во зле и ненависти. Истерзанная землетрясением Армения оказалась в турецко-азербайджанской блокаде. Эти соседи сделали все, чтобы усложнить жизнь Армении, но она научилась жить без этих соседей и даже обеспечивать экономический рост в течение нескольких лет. В целом, сегодня Армения еще не перегнала социально-экономические показатели 89-90-ых гг. и одно только это является еще одним серьезным поводом, чтобы подумать, поразмыслить и проанализировать. Армения со своими малыми возможностями сегодня протягивает руку помощи тем, кто выжил в катастрофе. Наше общество пытается достойно ответить добром на добро и милосердие, оказанное нам в 1988 г.

Сегодня, в день 30-ой годовщины замлетрясения мы вновь и вновь повторяем слова благодарности нашим рассеянным по всему свету друзьям и с внутренней теплотой констатируем, что Армения не одинока в мире. Установленная в Гюмри скульпурная группа Фридриха Согояна, в которой рядышком стоят спасенная мать с маленькими детьми, взявший ребенка на руки советский солдат и французский спасатель со своей собакой, австрийский или немецкий врач и другие участники процесса преодоления последствий Спитакской катастрофы, напоминают нам о том, что нужно быть добрым, милочердным, храбрым и сильным духом.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here