Помощь республик бывшего СССР и мирового сообщества. Николай Рыжков — национальный герой Республики Армения

0
779

ЛИЛИТ АСОЯН

Кандидат исторических наук,

доцент Ширакского государственного университета

 

Доклад на круглом столе «30 лет землетрясения в Спитаке:

история, опыт и уроки трагедии»

Конференц-зал НОФ «Нораванк», 3 декабря 2018 года,

г.Ереван, Армения

7 декабря 1988 года – день, разделивший  жизнь людей на до и после… День, когда со всей мощью содрогнулась земля Армении…

Мощь и последствия этого катастрофического землетрясения в последствии в прессе будут сравнивать со взрывом десяти атомных бомб. По масштабам разрушений землетрясение охватило почти половину площади республики. По официальным данным, погибло 25 тысяч человек (по данным открытых источников до 60 тысяч), 140 тысяч стали инвалидами, а 514 тысяч человек лишились крова. Был выведен из строя весь промышленный комплекс – 230 промышленных предприятий (ок 40%), жилой фонд – почти 90%.

Масштабы трагедии удалось осознать и оценить лишь спустя несколько дней.  Советские власти обычно не информировали население о стихийных бедствиях, трагических событиях. Но вечером 7 декабря программа «Время» была почти целиком посвящена землетрясению. Телерепортажи из Армении нельзя было смотреть без слез. У моего внука была копилка в виде кошки. Мы бросали туда мелочь – 4-летний Коля мечтал накопить на велосипед. И вот он посмотрел репортаж о землетрясении в программе «Время», достал копилку, молоток, расстелил газету… В сбербанке кассир поначалу отказывалась считать эти медяки. Ее пристыдили, объяснили, что деньги из детской копилки и почему парнишка решил их отдать. Когда сотрудники банка поняли, что к чему, стали извиняться. Посчитали – 27 рублей 30 копеек»[1], — вспоминал Николай Рыжков, возглавивший созданную Комиссию по ликвидации последствий трагедии (в СССР не существовало отдельного ведомства, занимающегося чрезвычайными ситуациями). «В Армению я вылетел в ночь с 7 на 8 декабря и к утру был на месте. Конечно, еще в Москве мне доложили о жертвах и разрушениях, но в глубине души была надежда – может, все окажется не так тяжело и ужасно. Когда же оказался на месте, от надежды ничего не осталось. Я увидел страшное зрелище, практически полностью разрушенный город. Целые дома сохранились лишь кое-где на окраинах. Здания лежали буквально пластом. Под завалами – много живых людей. Они кричали, отчаянно звали на помощь… То, что я увидел на древней армянской земле, никогда не изгладится из моей памяти. …Прямо с забитой до предела площади в Кировакане я обратился к гражданам страны. Надо сейчас, не дожидаясь никаких команд сверху, руководителям предприятий, трудовым коллективам готовить технику: автомобили, бульдозеры, большегрузные автокраны, сварочные аппараты. Но главное — людей, которые станут управлять этой техникой …

10 декабря 1988 года, прервав свой официальный визит в США, в Ленинакан прилетел Генеральный секретарь ЦК КПСС, председатель президиума Верховного Совета СССР Михаил Горбачев с супругой, которая, по словам очевдицев, увидев масштабы трагедии разрыдалась. Несмотря на то, что на совещании с руководителями союзных министерств и ведомств были рассмотрены первоочередные задачи по оказанию необходимой помощи Армении, оказание действенной помощи оказалось трудной задачей, не было специальной координирующей структуры, специального оборудования, специально обученных собак, необходимого количества техники, горючего, освещения. Было прервано энерго- и водоснабжение. Спасти жизни тысячей людей удалось во многом благодаря зарубежным специалистам, располагавшими необходимым оборудованием, средствами, и что самое главное — опытом работы в чрезвычайной ситуации.

Из воспоминаний спасателей: “В первые дни нашего там пребывания были видны попытки как-то нас организовать. Нашу команду (сколько нас было — человек 15? ) бросали то на север города разбирать сложившиеся панельные многоэтажки, потом на выгрузку тел с фабрики (слава Богу, мне удалось увильнуть от работы в «эпицентре»). 3-5 ребят из нашей команды попали туда, их одели в комбинезоны ОЗК (общевойсковой защитный комбинезон химической защиты) и их работой было грузить тела на платформы, которые потом краном с какой-то совершенно бесконечной стрелой переносили на обочину большой широкой улицы (думаю опять улица Ширакаци) где их раскладывали на обочине, чтобы оставшиеся в живых родственники могли иметь шанс их опознать. Смутно помню совершенно серое лицо одного из наших товарищей после выполнения этой миссии… [2]

Тем не менее, в течение первой недели удалось организовать вопросы питания, оказания первой помощи пострадавшим, а также работ по устранению завалов (40 тыс человек) и спасению людей (больше 15 тыс). Весь мир активно оказывал содействие в спасательных работах. В Армению прибывали грузы с медикаментами и гуманитарной помощью из 113 государств со всех континентов за исключением Азербайджана, откуда приходили составы с надписью “Поздравляем! Желаем повторения!!!”.

Почти сразу же по всей стране начался сбор гуманитарной помощи. В Армению стали прибывать добровольцы. Первыми на помощь пришли подразделения Вооруженных сил СССР,  а также пограничных войск КГБ СССР. Одним из первых — спасатели из соседней Грузии. В Армении работали группы медиков во главе Министром здавоохранения академиком Евгением Чазовым, на месте работала также группа врачей под руководством Леонида Рошаля. Сюда же приехал со своими людьми «донецкий гендиректор» Виктор Янукович… «Наша республика не осталась в стороне: в первые же дни из Кабардино-Балкарии в Армению выехали бригады строителей, спасателей, медиков. Многие из них уже имели опыт работы в чрезвычайных ситуациях – были ликвидаторами на Чернобыльской АЭС, работали в горных спасотрядах. На предприятиях и в организациях, в школах и институтах собирали гуманитарную помощь. А вскоре по Нальчику прокатился слух, что составляют списки желающих усыновить осиротевших армянских детей. Их действительно составляли! И люди шли записываться – простые рабочие, инженеры, учителя. Готовили в доме место для будущего приемыша. К счастью, их помощь не понадобилась: все сироты обрели вторую семью на родине. Недаром в Армении нет ни одного детского дома…», — пишет журналистка Екатерина Петрова.

«Я, Майлубашов Кочконбай Майлубашович — гражданин Кыргызской Республики. В 1988 году я работал в Министерстве строительства КР и когда 7 дек. 1988 г. произошло одно из самых страшных событий в истории Армении, то и наша Киргизская республика, будучи в составе СССР помогла братской Армении. Я помню, с 10-12 дек. 1988 г. мы грузили в грузовой самолет экскаватор, камаз-самосвал, машину с оборудованием с АН Киргизской ССР и другие гуманитарные грузы для оказания помощи в Армению.»,- вспоминает доброволец из Киргизии… И таких было тысячи…

Среди доборовльцев значительное число составляли строители, прибывшие со всех союзных республик (45 тыс), многие из них приезжали на собственные средства. В Гюмри и сегодня можно увидеть домики-вагоны с надписями “Казахстрой”, “Белоруссия — братской Армении”, “Уралсиб” и т.д.

Во всесоюзном масштабе была проведена работа по эвакуации и размещению пострадавших из зоны бедствия. Они были размещены в санаториях и здравницах страны, некоторым были выделены дома и квартиры.

Вместе с материальной помощью деятели искусства и культуры оказали неоценимую духовную, моральную поддержку. В этом раненом городе выступил с концертом Владимир Спиваков.» Мы недели через две после самих толчков приехали, прямо в месиво. Елена Образцова из «Страстей по Матфею» арию пела, Сильвия Капутикян стихи читала, а Алла Демидова—«Реквием» Ахматовой. Вот на «Реквиеме» и тряхануло нас всех еще разок. Несильно. То ли там в земле плита обратно на место становилась, то ли что новое затевалось, да передумало в последний момент…»,- вспоминал маэстро.

Великие музыканты современности Мстислав Ростропович и Галина Вишневская выступили в ряде благотворительных концертов, привлекли к этой акции других музыкантов и певцов и собрали в фонд помощи Спитаку более 500 тысяч долларов.

Трагедия Армении потрясла весь мир. Предложения о помощи стали поступать буквально с первых часов после катастрофы. В пострадавшую республику прибыли врачи и спасатели из Франции, Швейцарии, Великобритании, ФРГ, США. В аэропортах Еревана и Ленинакана приземлялись самолеты с грузом медикаментов, донорской крови, медицинского оборудования, одежды и продовольствия из Италии, Японии, Китая и других стран. Помощь пришла из 113 государств со всех континентов. Даже из тех стран, с которыми у СССР не было дипломатических отношений – Израиля, Южной Кореи, Чили и ЮАР. Сострадание к народу Армении пересилило политические разногласия и различия. Широкую благотворительную деятельность в Армении развернула всемирно известная мать Тереза. В это горькое время жители Армении с особой силой ощутили поддержку своих соотечественников, проживающих во всех уголках мира. Уже через неделю после катастрофы французский певец армянского происхождения Шарль Азнавур создал благотворительный фонд «Азнавур для Армении» для сбора средств в помощь исторической родине. Он собрал для земляков 6 миллионов долларов. Значительную финансовую помощь оказали знаменитый армянский бизнесмен и филантроп Алек Манукян и американский финансист, миллиардер Керк (Керкор) Керкорян.

На случившуюся в Армении трагедию откликнулись бизнес-сообщество и общественные организации Бразилии, Великобритании, Греции, Италии, Монголии, Никарагуа, США, Финляндии, Франции, ФРГ, Чехословакии, Югославии и др. По данным, приведенным в информации замминистра иностранных дел СССР В.Никифорова в Комиссию Политбюро ЦК КПСС по ликвидации последствий землетрясения в Армении об иностранной помощи Армении от 10 мая 1989 г., она «поступила из 113 стран, от 7 межправительственных организаций, фирм, корпораций, частных лиц и в той части, которая была официально оценена долларами, составила сумму, эквивалентную 551 млн 584 тыс. долларов… Общее число иностранных специалистов, работавших в Армении, составило свыше 3,6 тыс. человек… Поступили предложения о строительстве свыше 70 объектов, включая госпитали, клиники, оздоровительные комплексы, детские сады, школы, деревни, учебные и научные учреждения, центры матери и ребенка, заводы по изготовлению бетона и строительных конструкций и др., а также по восстановлению памятников культуры… Налаживаемые контакты могут перерасти в перспективе в широкое, выгодное для нас сотрудничество с зарубежными фирмами»[3].

К сожалению в деле ликвидации последствий землетрясения не обошлось без потерь. При доставке помощи разбились югославский и советский самолёты. Советским самолётом был Ил-76 номер СССР-86732 из полка военно-транспортной авиации, расквартированного в г. Паневежис (Литовская ССР) вылетевший из Азербайджана. Причиной аварии стала неправильная установка давления на эшелоне перехода, в результате чего самолёт врезался в гору. 10 декабря 1988 года был объявлен в СССР днём траура. По республиканскому телевидению с обращением выступил Верховный Патриарх и Католикос всех армян Вазген I.

7 декабря официально отмечается в Армении как День памяти жертв землетрясения. Ежегодно армянские храмы во всем мире проводят специальные панихиды по погибшим в результате стихии, послы многих государств и высокопоставленные лица страны отдают дань памяти жертвам землетрясения возле возведенного Мемориала в Гюмри [4]. В память о Спитакском землетрясении 7 декабря 1989 года в СССР была выпущена в обращение памятная монета достоинством 3 рубля, посвященная всенародной помощи Армении в связи с землетрясением. 7 декабря 2008 года в Гюмри на народные средства был воздвигнут памятник “Жертвам невинным, сердцам милосердным по инициативе и при попечительстве Н.И.Рыжкова, о котором Первый секретарь ЦК Компартии Армении в 1988-90 гг., член комиссии Политбюро ЦК КПСС, Чрезвычайный и Полномочный посол, член Верховного Совета СССР, Народный депутат Сурен Арутюнян назвал Н.Рыжкова “душой и сердцем проводимой работы в зоне бедствия”. В своих воспоминаниях он отметил: “Имя этого славного сына русского народа будет навсегда вписано в историческую летопись армянского народа”. [5]

Гюмрийцы высоко оценили вклад Н.Рыжкова и с благодарностью назвали одну из центральных проспектов города его именем, а в Спитаке в 1998 году был установлен памятник. Президент Армении Серж Саргсян подписал указ о присвоении члену Совета Федерации РФ, бывшему Председателю Совета Министров СССР Николаю Рыжкову высшего государственного звания республики — «Национальный Герой Армении» с вручением Ордена Отечества. «Н.Рыжков удостоен высшей государственной награды республики за весомый личный вклад в организацию восстановительных работ после разрушительного землетрясения 1988 года, исключительную моральную поддержку, оказанную Армении в трудные для нее минуты», — говорится в сообщении пресс-службы главы армянского государства.

Землетрясение 1988 года дало позволило сделать важнейшие выводы и дало толчок с созданию в СССР квалифицированной и разветвленной системы предупреждения и ликвидации последствий различных чрезвычайных ситуаций. В 1989 году была образована Государственная Комиссия Совета Министров СССР по чрезвычайным ситуациям, а после 1991 года — МЧС России, в дальнейшем и в Армении.

Л.Рошаль после спасательной операции приступил к созданию Всемирной ассоциации неотложной помощи и медицины катастроф.

Были пересмотрены нормы строительства в сейсмоопасных зонах, разработаны специальные программы по восстановлению зоны бедствия.

Материал подготовлен на основе данных открытых источников.

 

[1] http://old.memo.ru/d/145632.html

[2] https://www.risk.ru/blog/200627

[3] http://portal.rusarchives.ru/publication/spitak.shtml

[4] https://mir24.tv/news/15419122/zemletryasenie-v-armenii-30-sekund-izmenivshih-sudby

[5] http://spitakseism.info/book/Spitak-Final.pdf

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here