АрмИнфо. Объективная историческая память является той основой, которая предопределяет развитие общества в соответствии с его цивилизационно-духовными устремлениями. Об этом на круглом столе <30 лет землетрясения в Спитаке: история, опыт и уроки трагедии> Директор НОФ <Нораванк>, член Евразийского экспертного клуба Гагик Арутюнян.
«Известно, что деформация исторической памяти приводит к тяжелым последствиям для страны и ее общества. Вовсе не случайно, что реализуемыe в режиме «мягкой силы» современные технологии фальсификации или стирания исторической памяти (что иногда называют «исторической политикой») стали важнейшим элементом ведения перманентных «гибридных» войн. Наглядной иллюстрацией результатов такого воздействия являются процессы, наблюдаемые сегодня на Украине и в других странах, в которых были совершены «цветные революции»,- заявил Арутюнян.
При этом он подчеркнул, что подобные технологии применяются практически во всех тех странах, которые в той или иной степени вовлечены в конкурентные развития геополитического характера. «В число подобных стран входит и Армения, т.к. армянское общество сегодня находится в состоянии идеологического и информационно-психологического разрыва между двумя конкурирующими друг с другом геополитическими интеграционными проектами, которые условно можно назвать «Евразийским» и «Западным». В этом контексте проведение обсуждений по случаю очередной даты Спитакской трагедии представляется весьма актуальным, тем более что даже в этом трагическом событии нашли место манипуляционные технологии <исторической политики> типа того, что землетрясение было искусственным, и сделали это, естественно, советские вооруженные силы»,- резюмировал эксперт.
В свою очередь, заместитель директора НОФ <Нораванк> Ара Марджанян остановился на одной из этих манипуляций — на мифе об испытании или применении в СССР ядерного «сейсмического» оружия, которое и вызвало Спитакское землетрясение. «Сегодня, наученные горьким опытом прошлых десятилетий, мы можем уверенно утверждать, что этот миф является одним из первых примеров информационно-психологических диверсий, примененных (и применяемых) на постсоветском пространстве. После Спитакского землетрясения в Армении начали распространяться слухи о том, что будто бы была взорвана атомная бомба для устрашения враждующих армян и азербайджанцев, или (как вариант) чтобы воспрепятствовать армянскому национальному движению за независимость. Эти слухи начали распространяться и за пределами Армении, но в несколько другой окраске — как пример злодейских и бесчеловечных опытов СССР над собственным населением. Откуда-то появился и стал распространяться слух о том, что Спитакская катастрофа произошла из-за строго секретного испытания в Советском Союзе новейшего доселе невиданного сейсмического оружия, для чего был выбран данный регион». Во-первых, считаю необходимым подчеркнуть универсальность этого мифа и его социально-психологическую значимость для разворачивающихся политических и геополитических процессов у нас в регионе. Точнее, его инструментальную значимость для подстегивания в начале антисоветских, а затем, после развала СССР, и антирусских общественных настроений.
По его словам, важно осознавать геополитическую подоплеку этого мифа. Дело в том, подчеркнул эксперт, что Армения не первый раз фигурирует в механизмах распространения слухов об атомном оружии. «Так, в январе 2017г. в интернет было выложено около 800 тысяч т.н. «сырых» разведывательских документов ЦРУ США, рассекреченных ранее. Один из них, датированный 20-ым января 1950г., представлял собой перепечатку статьи «Завод Атомных Бомб в Советской Армении» из Стокгольмского журнала «Obs!» от 18-го января 1950г. Весьма информированный автор статьи приводил многие детали атомного проекта СССР, которые, как, мы знаем сегодня, оказались верными. Но он утверждал также, что в Советской Армении, в ущелье реки Зангу (р.Раздан) разворачиваются гигантские строительные работы, подтянута буровая техника, вывезенная из Саксонии и Тюрингии. Строятся бетонные заводы, механические мастерские, бараки для рабочих и немецких военнопленных. Все это и многое другое, в том числе и развитая гидроэнергетика Армении, автор интерпретирует как подготовку к строительству завода по обогащению урана и сборки атомных бомб», — пишет он, добавляя, что неназванный автор статьи принял за начало строительства мифического атомного завода в Армении действительно масштабные работы по подготовке к строительству Арзнинской ГЭС Севан-Разданского гидрокаскада. По мнению эксперта, индустриальная, научная, инженерно-техническая и организационная мощь 2-ой республики Армения, да и всего Армянства была такова, что она реально рассматривалась и отчасти стала составным элементом наиболее грандиозной из мировых проектов, реализованных СССР в ХХ-ом веке. Именно поэтому, как замечает Агаджанян, Армения (и Армянство) зачастую использовалась как ширма, поле для дезинформации в великом глобальном противостоянии двух идеологических систем и их разведок.
«Хочу важным примером подчеркнуть геополитическую подоплеку всего круга вопросов, затронутых нами. Речь о т.н. «Обменных стратегиях» Украины, Белоруссии, Казахстана и, как мы увидим, Азербайджана, в рамках т.н. «Большого Торга 1994 года». Так метко назвал один из бывших послов США в Казахстане сложный, многосторонний и многослойный торг по разделу ядерного наследства СССР между указанными республиками и его обмену на западные инвестиции, проходивший в 1992-94гг. и приведший к подписанию Бишкекского протокола о прекращении огня в Арцахе (май, 1994г.), к азербайджанской «Сделке Века» по аннексии Каспийских нефтегазовых месторождений (сентябрь, 1994г.), к подписанию Будапештского меморандума (декабрь, 1994г.) и ко многому другому, что сформировало ту геополитическую реальность, в которой мы находимся сегодня. Включая блокаду Армении со стороны Турции и Азербайджана, или очередной провал работ по созданию единой системы ПВО и ПРО ОДКБ, который мы наблюдали недавно в Астане, на встрече лидеров ОДКБ»,- резюмировал эксперт.