Разумной альтернативы всемерному укреплению союза с Россией у нас нет — Сафарян

0
423

Без прагматического учета сложившихся реалий, обновления и развития союза с Россией, полноценной и глубокой интеграции в евразийское пространство, а также без возрастающего военного присутствия России в Армении наша страна может столкнуться с реальной проблемой угрозы суверенитету. Об этом в интервью VERELQ заявил председатель исследовательско-аналитической общественной организации «Интеграция и развитие», координатор Евразийского экспертного клуба, политический аналитик Арам Сафарян.

-Господин Сафарян, Вы много лет работаете в направлении армяно-российских отношений, являетесь признанным в Армении экспертом в этой сфере, а также в области евразийской интеграции. Как Вы прокомментируете результаты Московской встречи Никола Пашиняна, Владимира Путина и Ильхама Алиева?

— Первое, что хотелось бы сказать – это благодарность России и ее президенту за посредничество и исключительную роль в установлении режима прекращения огня в зоне Нагорно-карабахского конфликта. Недавняя война в Нагорном Карабaхе была кровопролитной и разрушительной. Эта боль до сих пор отзывается в сердцах сотен тысяч людей. Хочется напомнить, что в дни наиболее ожесточенных сражений руководители Арцаха и Армении обратились к России с просьбой оказать помощь армянскому народу. Россия отозвалась, в том числе и потому, что безоговорочно является самой влиятельной державой для конфликтующих сторон. Важно, что позитивная роль России была констатирована и одобрена сопредседателями Минской группы ОБСЕ.

Так что мы имеем сегодня в результате мирного посредничества России? Прекращение огня в зоне конфликта, возвращение беженцев и перемещенных лиц в родные дома, усилия по стабилизации ситуации. Хочется особо отметить, что для Армении сегодня самый чувствительный вопрос – возвращение военнопленных и поиск пропавших без вести. Этот вопрос самым серьезным образом влияет на внутриполитическую ситуацию в нашей стране и армянский народ искренне верит, что с помощью России он может быть решен положительно.

— Можно ли было избежать войны или иметь иной исход?

— Как эксперт и общественный деятель я сожалею, что в армянском общественно-политическом дискурсе на протяжении многих лет был недооценен известный план Лаврова, который, как показали реалии последних месяцев, отражал консолидированное мнение международного сообщества, в том числе сопредседателей Минской группы ОБСЕ. Сейчас я думаю, что наши политики, общественные деятели, эксперты-политологи, журналисты-обозреватели, если бы на должном уровне обсуждали этот план и без самообмана объяснили все это нашему народу, войны можно было бы избежать, а соотношение сил в зоне конфликта могло быть и другим. Но мы имеем то, что имеем и сейчас надо смотреть вперед.

— Что Вы думаете о возможности возобновления работы транспортных коммуникаций в нашем регионе? Вы верите, что дороги, связывающие когда-то Армению и Азербайджан, могут быть снова открыты?

— Трехстороннее заявление 11-го января предусматривает, что уже к 1 марта руководителям трех стран должны быть представлены конкретные предложения по возобновлению движения транспорта по заблокированным ныне коммуникациям. Мы два десятка лет негодовали, утверждая, что Армения подвергнута частичной блокаде со стороны Азербайджана и Турции. И вот, предоставлена возможность восстановления работы автомагистралей и железной дороги. Но перед тем, как радоваться этой перспективе, хотелось бы сделать пару наблюдений.

Будут открываться коммуникации с Азербайджаном и далее с Турцией (а это, по всему, будет именно так), и стоило бы нашему научно-экспертному сообществу не самоустраняться безвольно, а выполнить свой профессиональный долг – исследовать и оценить, что это конкретно может дать Армении. Затем объяснить эти преимущества общественно-политическому пространству Армении и простым гражданам, которые после поражения нашей страны находятся в тяжелом морально-психологическом состоянии. Думается, что если государство Армения не выработает серьезных адаптационных механизмов в сфере администрирования, экономики и безопасности, то уже в видимой перспективе может стать слабым и безропотным придатком турецко-азербайджанского тандема.

— С каждым днем все более усиливается влияние этого тандема. Что может Армения, тем более после последних трагических событий, противопоставить этому союзу?

— Возрастающему влиянию турецко-азербайджанского военно-политического союза, их армяноненавистнической позиции, которая никуда не делась, а, наоборот, обретает сейчас новые черты, возможности возобновления военных действий в зоне карабахского конфликта (которого добиваются некоторые круги в Армении) можно противопоставить лишь одно: укрепление и углубление военно-политического союза с Россией. Надеюсь, нам еще предстоит подробный анализ причин случившегося в Нагорном Карабахе и определение меры ответственности и виновности каждого, кто причастен к этим вопросам. Но мы обязаны уже сейчас самоорганизоваться, постараться преодолеть тяжелый политический кризис, предотвратить распад государственности, не допустить экономического коллапса, хорошо сознавая, что все это – последствия войны.

Что же касается России, то ее роль в нашей стране и в регионе в целом объективно возрастает. И не нужно мудрствовать лукаво, утверждая, что все то, что происходит сейчас в регионе Южного Кавказа, в интересах России, но не в интересах Армении и тем более Арцаха. Если серьезно, то наша страна сегодня находится перед реальными угрозами и вызовами, способных расшатать саму основу государственности. Без прагматического учета сложившихся реалий, обновления и развития союза с Россией, полноценной и глубокой интеграции в евразийское пространство, без возрастающего военного присутствия России в Армении, без умелой синхронизации внешнеполитических повесток с нашим стратегическим союзником, наша страна может столкнуться с реальной проблемой угрозы суверенитету.

Лия Ходжоян

Verelq.am

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here