Экономика Армении в 2021 году в контексте членства страны в ЕАЭС

0
941

ТАТУЛ МАНАСЕРЯН

Доктор экономических наук, профессор,

Руководитель исследовательского центра «Альтернатива», 

Член Евразийского экспертного клуба

Седьмое ежегодное экономическое исследование Евразийского экспертного клуба

В условиях политэкономической турбулентности экономика Армении демонстрирует признаки оживления после прошлогоднего сокрушительного почти восьми процентного спада. Перед тем как представить анализ экономических показателей, важно назвать по крайней мере четыре способствующих фактора экономического роста:

— профессионализм, последовательность и целенаправленность представителей частного сектора разных отраслей в реализации своих бизнес планов;

— членство Армении в ЕАЭС и благоприятные условия для реализации национальных конкурентных преимуществ на рынках России, Белоруси, Казахстана и Киргызстана;

— эмбарго на импортируемые товры из Турции, что активизировало применение политики импортозамещения и развития местного производства;

— снятие многих ограничений, инициированных правительством в период пандемии в 2020г.

Указанные и связанные с ними способствующие факторы и явления позволили зарегистрировать рост показателя экономической активности Армении на 5,8% в январе-декабре 2021 года по сравнению с аналогичным периодом 2020 года. При этом в декабре 2021 года по сравнению с декабрем 2020 года рост составил 9,9%, а по сравнению с ноябрем 2021 года – 24,1%. Согласно официальным статистическим данным, за текущий год объем производства промышленной продукции составил 2 385 909.7 млн. драмов, увеличившись на 3,3% по сравнению с аналогичным периодом 2020 года. Важно заметить, что в декабре 2021 года по сравнению с аналогичным периодом 2020 года показатель повысился на 7,9%, а в декабре по сравнению с ноябрем 2020 года – на 6,8%. Что касается объема строительства за январь-декабрь 2021 года по сравнению с аналогичным периодом 2020 года, то он вырос на 7,4% и составил 470 079.0 млн. драмов, а по сравнению с ноябрем в декабре рост сферы составил 6%, по сравнению с декабрем 2020 года – 8,8%. Согласно официальной статистике, оборот внутренней торговли за январь-декабрь 2021 года составил 3 390 983.2 млн. драмов (рост 7,5%), а по сравнению с предыдущим месяцем в декабре показатель вырос на 20,6%, по сравнению с декабрем 2020 года – на 3,6%.  При этом объем сферы услуг (без учета торговли) за январь-декабрь 2021 года составил 1 879 261.1 млн. драмов, что на 7,8% выше показателя за январь-декабрь 2020 года. При этом в декабре 2021 года по сравнению с декабрем 2020 года показатель вырос на 12,3%, а по сравнению с ноябрем 2021 года – на 12%[1].

Напомним, что экономический рост Армении в госбюджете на 2021 год был предусмотрен в размере 3,2%, а инфляция заложена на уровне 4% (±1,5%).  Центральный банк РА ожидал, что по итогам 2021 года рост экономики Армении составит 4,2%, а в 2022 году — 5,3%. Важно также обратиться к предварительным прогнозам международных организаций. Так, например, Всемирный Банк в октябре пересмотрел свой апрельский прогноз темпов роста ВВП Армении на 2021 год с 3,4% до 6,1%, на 2022 год ожидает рост экономики на 4,8%, а на 2023 год – на 5,4%. Прогноз по инфляции на 2021 год составляет 6.3%, на 2022 год – 4.2%, а на 2023 год – 4.0%. МВФ, в свою очередь, в декабре спрогнозировал, что экономика Армении вырастет на 5,5% в 2021 году, в 2022 году — на 5,3%, а в 2023 – на 5%. Подобный прогноз был сделан ЕБРР, который в своем ноябрьском докладе о региональных экономических перспективах спрогнозировал, что экономика Армении в 2021 году вырастет на 5%, а в 2022 году – на 5,3%. А ЕАБР ожидает, что ВВП Армении в 2021 году вырастет на 4,5%. По оценкам ЕЭК, экономика Армении в 2021 году должна была вырасти на 4%. Рейтинговое агентство Fitch Ratings прогнозирует восстановление роста реального ВВП Армении до 5,5% в 2021 году, замедление до 5,3% в 2022 году и до 4,7% в 2023 году.  Наконец, Standard & Poor’s ожидает, что реальный ВВП в Армении вырастет на 6,3% в 2021 году и на 4,6% в 2022 году. ($1 — 482,57 драма).

В числе внешних факторов, положительно влияющих на рост экономической активности, можно отметить эффективность армяно-российских отношений, которые динамично развиваются. Они продолжают оставаться стратегическими и союзническими и скреплены очень важным экономическим компонентом — нашим совместным членством в ЕАЭС. Важно, чтобы динамика отношений между Арменией и Россией не только сохранилась, но и стала более эффективной, чему значительно способствует также деятельность российских миротворцев в Арцахе и на границе с Арменией. Отношение с Россией развиватются также в рамках ЕАЭС. По словам замминистра экономического развития РФ Дмитрий Вольвач «Устранение препятствий — за счет синхронизации национального регулирования, отмены таможенных пошлин, установления единых требований к продукции, взаимного признания разрешительных документов — имеет конкретное количественное выражение, а именно — $21 млрд, или более 1,1 п.п. совокупного ВВП ЕАЭС»[2]. Только за последние два года на внутреннем рынке ЕАЭС удалось устранить 30 препятствий, 15 из которых представляли барьеры, нарушающие правила организации. В 2022 году планируется отменить еще 14 барьеров. На сегодняшний день по глубине интеграционных процессов ЕАЭС превосходит такие интеграционные объединения, как АСЕАН и МЕРКОСУР и уступает лишь Европейскому союзу[3]. Валовой внутренний продукт (ВВП) государств, входящих в состав Евразийского экономического союза (ЕАЭС), в 2021 году вырос на 4%. «Страны «пятерки» преодолевают последствия распространения коронавируса. Экономические показатели превысили допандемийный уровень. По оценкам Евразийского банка развития, внутренний валовой продукт ЕАЭС может вырасти еще на 4%. Быстрое восстановление показывает взаимная торговля, только за январь — сентябрь она увеличилась практически на треть. По итогам года объемы могут повыситься более чем на 10%, превысить значение предпандемийного года. Основа для создания единого цифрового пространства ЕАЭС выстроена. Идет формирование общих рынков союза: финансового, электроэнергетического, газового, нефтяного и нефтепродуктов. Выстроена институциональная основа для создания единого цифрового пространства ЕАЭС. Важной задачей является обеспечение транспортной связанности территорий в рамках ЕАЭС.

Рисунок 1. Прогноз основных макроэкономический показателей государств — участников ЕАБР на 2022 год[4]

Местное производство заметно активизировалось также из-за эбарго на турецкие товары, которое действовало с 1 января по 31 декабря 2021 года. Введенное с 1 января 2021 года эмбарго на импорт в Армению товаров турецкого происхождения 24 июня 2021 года было продлено еще на 6 месяцев (до 1 января 2022 года). Данное решение было принято ввиду участия и помощи Азербайджану со стороны Турции в 44-дневной войне, развязанной против Арцаха осенью 2020 года. Запрет на временный ввоз в Армению товаров турецкого происхождения распространялось не только на юридических лиц, но и на товары для личного пользования физических лиц, прибывающих в РА.

Краткосрочное воздействие было не очень позитивным. Положительно то, что появилось множество новых инициатив, однако они еще не успели внести свой вклад в экономику, но некоторое влияние на инфляцию имеется. Это связано с тем, что замещающие товары из других стран в среднем обошлись дороже, чем аналогичная турецкая продукция. Сначала ожидали, что долгосточный эффект от эмбарго будет положительным: среди положительных последствий – ряд новых или расширившихся производств в сфере легкой промышленности, производства стройматериалов и мебели, а также в агросекторе. С запретом на импорт турецких товаров в Армению на отечественном рынке открывалась ниша в 200 млн. долларов в год. А в феврале 2021 года, говоря о замене товарных рынков, правительство отметило, что ведомство, фокусируется на том, чтобы импортируемые товары были заменены в первую очередь армянскими, а также обращает внимание на рынки Ирана, Китая и ЕАЭС.
Однако в правительстве было решено не продлевать эмбарго, которое действовало в течение 1 года[5]. Отрицательным последствием эмбарго стало существенное воздействие на инфляцию, что особенно сказалось на товарах широкого потребления. 30 декабря 2021 года стало известно, что армянские власти решили не продлевать эмбарго. В течение прошлого года ряд армянских хозсубъектов инициировали производство товаров, заменяющих турецкие. С устранением запрета на импорт товаров из Турции по принципу взаимности ожидается создание максимально благоприятных условий для экспорта армянских товаров. Необходимо также продемонстрирована последовательность, чтобы в новых условиях была обеспечена жизнеспособность и конкурентоспособность таких компаний с использованием при необходимости дополнительного инструментария для их поддержки.

В настоящее время на месте решается вопрос о въезде в Армению грузовиков с иностранными номерными знаками, в том числе, турецкими, в рамках полномочий таможенного органа. В этой связи в КГД отметили, что международные грузоперевозки, например, могут осуществляться турецкими грузовиками и вовсе необязательно, чтобы импортируемый груз имел турецкое происхождение.

Между тем, экономическая ситуация в Армении может измениться и к худшему из-за инфляционных тенденций и роста цен, тарифов на газ, электроэнергию и воду. Правительство пыталось смягчить ситуацию на протяжение всего года путем субсидирования кредитов для бизнеса. Однако это не является ключом к выходу из ситуации. На заседаниях Совета Центрального банка Армении на протяжения всего 2021г. и в начале наступившего года были приняты решения поднять ставку рефинансирования каждый раз на 0,25 п.п. и сегодня она составляет 8%.

По нашему убеждению, субсидирование — это самый примитивный метод. Государство может напрямую реализовать многие проекты, а не через банки. Мы не против того, чтобы банки зарабатывали деньги. Однако в кризисных ситуациях, при условии снижении привлекательности кредитов и подорожания денег, государство может само многое сделать через свои агентства, структуры и местные органы. Примитивные методы субсидирования вряд ли спасут экономику.

Важно также таргетировать приоритетные направления, локомотивы экономики и концентрировать внимание и ресурсы на развитие таких отраслей, которые могут потянуть за собой и остальные. Во многих странах применяются нестандартные меры, притом риски есть во всех таких инициативах. Не вселяет уверенность тот факт, что государство может идти только путем субсидирования, то есть, распыления ограниченных бюджетных средств, ведь в таком случае есть большой риск, что не будут реализованы задачи, стоящие перед экономикой. При этом важно, чтобы правительство было готово прислушиваться к мнениям экспертов по поиску альтернативных путей решения проблемы.

 

 

[1] www.armstat.am

[2] Дмитрий Вольвач: «Экономический эффект от устранения всех барьеров на рынке ЕАЭС может составить 21 млрд долл.» https://www.economy.gov.ru/material/news/dmitriy_volvach_ekonomicheskiy_effekt_ot_ustraneniya_vseh_barerov_na_rynke_eaes_mozhet_sostavit_21_mlrd_doll.html

[3] Там же.

[4] ЕАБР прогнозирует рост агрегированного ВВП государств — участников Банка на 2,9% в 2022 году. https://eabr.org/press/releases/eabr-prognoziruet-rost-agregirovannogo-vvp-gosudarstv-uchastnikov-banka-na-2-9-v-2022-godu-/

[5] Запрет на поставки в Армению турецкой продукции был введен в октябре 2020 года ввиду участия и помощи Азербайджану со стороны Турции в 44-дневной войне, развязанной против Арцаха осенью 2020 года. Эмбарго вступило в силу с 1 января 2021 года на срок в 6 месяцев, а 24 июня его действие было продлено еще на полгода.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here