Сегодня в пресс-центре Спутник Армения с участием известного российского политолога Сергея Михеева прошел видеомост, посвященный 30-летию установления дипломатических отношений между Россией и Арменией. Модератором из ереванской студии выступил политический аналитик, руководитель исследовательско-аналитической организации «Интеграция и развитие» Арам Сафарян. Отметим, что тема обсуждения, конечно, же не ограничилась только армяно-российским контентом, затронув также актуальные вопросы, связанные с ситуацией на Украине, российско-турецкими отношениями и т.д.
«Россия и Армения – это очень важные два слова, потому что на самом деле отношения между нами имеют исторически важный характер, — сказал Сергей Михеев. — Для меня лично это важные отношения между двумя христианскими странами, потому что именно это в конечном итоге определяет ход истории. Очень много сиюминутного, но мое личное убеждение заключается в том, что все важные события имеют под собой религиозную метафизическую подоплеку. Я лично смотрю на отношения Россия-Армения именно с этой точки зрения. Важно их не просто сохранять, но и укреплять – история еще покажет, насколько это жизненно необходимо для народов наших стран».
Россия не уйдет из переговорного процесса по Арцаху
— По поводу карабахского урегулирования скажу, что с большой болью в сердце воспринимал все, что происходило в 2020 году и после. Россия этот вопрос не оставит. Не надо думать, что раз у нас идет операция на Украине, то все остальное побросаем и забудем. Ничего подобного. В центре нашего внимания и Южный Кавказ, и Центральная Азия, и многие другие вопросы, и ОДКБ, и строительство Союзного государства с Беларусью… Как бы не закончилось на Украине, все эти точки нас интересуют. Что касается решения проблемы между Арменией и Азербайджаном, Россия из этого процесса уходить не собирается, российские миротворцы будут и дальше играть ключевую роль непосредственно на земле. Без России по карабахскому вопросу договорится будет очень сложно, несмотря на недавние консультации, которые прошли в Брюсселе. Я ничего нового не услышал из того, что там предложил Шарль Мишель.
Нас не устраивает развитие тотального пантюркистского проекта на Южном Кавказе
— Конечно, Россию беспокоит усиление влияния Турции на Южном Кавказе и в Центральной Азии. У нас нет никаких иллюзий по поводу Турции, наши отношения с ней всегда были сложными. Сейчас у нас такая ситуация, которая исторически для наших отношений не очень характерна, потому что воевали мы много раз. Не хотелось бы, чтобы это повторилось снова, но мы все это держим в уме.
Что касается выстраивания каких-то пантюркистских объединений в Центральной Азии, на Южном Кавказе, и даже с заходом своего влияния на территорию РФ, ясно, что опасность этих проектов мы понимаем. И ни поддерживать, ни не замечать этого мы не собираемся. Есть подозрения по поводу участия Турции в организации недавних событий в Казахстане, но опять же надо понимать, что в нынешней ситуации Россия будет стараться поддерживать тот баланс, условно говоря, «не мира, не войны», ибо на сегодняшний день он нас устраивает. При этом нас определенно не устраивает развитие какого-то тотального пантюркистского проекта на Южном Кавказе. Что касается армяно-турецких отношений, не мне об этом говорить. Есть какое-то видение у ваших властей, в конце концов это ваши власти, вы их выбирали. Им надо задавать эти вопросы.
30-летнее движение Украины в НАТО остановлено за 30 дней
Мы задали Сергею Михееву вопрос относительно Украины: верит ли он в то, что Россия и Украина смогут договориться, и каким ему видится постконфликтный мир. Сегодня многие аналитики говорят, что какие-то политические решения, возможно, и будут приняты, но ненависть, которая укоренилась, – она надолго, может быть, даже навсегда.
— Что касается вообще этого конфликта, как и многих конфликтов на постсоветском пространстве, я могу сказать, что, в общем, конечно, все это – большая удача наших общих врагов. К войне условный Запад через украинскую элиту вел дело все эти 30 лет. В значительной степени мы с вами до сих пор не можем расхлебать последствия распада большой страны. То, что это стало катастрофой, причем вялотекущей, продолжающейся – совершенно точно, поэтому то, что ситуация с Украиной есть удача наших противников, двух мнений быть не может. С другой стороны, был ли выбор? К сожалению, столкновение было неизбежным. Вопрос, когда и в какой форме – это может обсуждаться, но столкновение, повторюсь, было неизбежным.
По моему видению, все вопросы надо было решать в 2014 году. Янукович, в конце концов, был законно избранным президентом, результаты выборов признали все, включая Штаты. Что касается сегодняшних договоренностей, то в принципе они могут быть. Но не верю, что они могут быть при нынешней власти. Ситуация вряд ли изменится, если в Киеве останется президент Зеленский. Потому что довольно быстро эта самая ситуация начнет воспроизводиться. Хотя в принципе в договоре можно закрепить внеблоковый статус Украины, демилитаризацию и многое другое. Думаю, внеблоковый статус уже решен. 30-летнее движение Украины в НАТО остановлено за последние 30-40 дней.
Что касается ненависти, конечно, определенный уровень ненависти существует всегда, когда идет война. С другой стороны, я бы не стал полностью принимать картинку, которую рисуют украинские СМИ. Это все-таки не война Советской армии в Афганистане, а ситуация внутри одного народа. И это не армяне и азербайджанцы, речь идет о конфликте внутри одного народа с одним и тем же верованием, с одним и тем же языком, одним и тем же пониманием многих вещей. Речь о конфликте, спровоцированном, в том числе, извне. Поэтому эта рана может быть вылечена быстрее. Как одно из доказательств: на тех территориях, которые занимает российская армия, нет никакого партизанского движения, обещанного США. Помните, как Байден заявлял, что это станет вторым Афганистаном для России? Не станет, г-н Байден…