Состояние сельского хозяйства Республики Армения и продовольственная обеспеченность в условиях современных вызовов

0
984

ЭДУАРД КАЗАРЯН

Декан Факультета агробизнеса и экономики

Национального аграрного университета Армении,

доктор экономических наук, профессор,

член Евразийского экспертного клуба

Доклад на Круглом столе

«Перспективы и возможности развития ЕАЭС

после объявления коллективным Западом экономической войны России»

6 апреля 2022 года, Ереван, Армения

 

За 30 лет независимости Республики Армения изменения политико-экономической ситуации приводили к постоянной перемене тенденций развития практически всех отраслей экономики, что непосредственно отражалось и на агропродовольственной системе страны.

Одной из важнейших задач социально-экономического развития Республики Армения является обеспечение продовольственной независимости и продовольственной безопасности. Поскольку продовольственная безопасность и независимость, в первую очередь, обусловлены состоянием аграрной отрасли, мы провели анализ динамики производства основной сельскохозяйственной продукции республики за 2005-2021 гг. (таблица 1)

Таблица 1

Производство основных сельскохозяйственных продуктов РА2005-2921 гг. (тыс. тонн)

Данные таблицы свидетельствуют о том, что до 2015 г. отмечен увеличением объемов сельхозпродукции. Так, по сравнению с 2005 г., в 2015 г. было произведено на 61.0% больше зерновых, на 88.0% больше винограда, на 55.3% — овощей, на 35.5% — картофеля, на 78.0% — живого веса, на 27.0% больше яиц и на 22.5% — больше молока. Однако, начиная с 2017 г., объемы продукции резко сократились. По сравнению с 2015 г., в 2020 г. было произведено меньше зерновых — на 395.0 тыс. т, картофеля – на 337.2 тыс. т, овощей – на 380.5 тыс. т, плодово-ягодных культур — на 131.6 и т. д. В 2021 г. тенденция спада продовольственной продукции стратегического назначения продолжилась. В частности, по сравнению с 2015 г. в 2021 г. объемы производства зерновых и бобовых, картофеля, овощей, плодово-ягодных культур, винограда и молока упали соответственно на 76.0, 52.3, 39.9, 16.5 и 8%.

Для улучшения состояния продовольственной обеспеченности в условиях новых геополитических реалий, срочное развитие особенно под комплекса зерновых становится острой необходимостью.

Анализ разных периодов показывает, что ы в структуре зерновых наивысший удельный вес принадлежит пшенице – 80.0% и более. В 2006 г. в связи с ростом объемов импорта кукурузы, удельный вес кукурузы в структуре импорта вырос с 4.6 до 14.7%. Параллельно с этим в объемах импорта уменьшилась доля других зерновых (эммера, овса и пр.).

 

Объемы импорта зерновых взаимосвязаны с объемами их производства, следовательно, с размерами посевных площадей и уровнем урожайности. В целях выявления этой взаимосвязи мы рассчитали степень зависимости от импорта основных видов зерновой продукции за 2000-2020 гг. Из расчетов, представленных в Диаграмме 2, видно, как колебалась степень зависимости от импорта пшеницы в разные годы. В 2016 г. она составляла 44.4%, однако в последующие годы эта тенденция резко повернулась вспять и в 2020г. дошла до 76.0%. В тот же период заметно увеличилась и степень зависимости от импорта кукурузы.

В 2013-2020 гг. (Диаграмма 3) в объемах импорта зерновых среди региональных стран второй после России была доля Украины, удельный вес которой в импорте сокращался. В 2013-2015 гг. доля Украины сократилась с 10.5% до 2.8%, и оставалась незначительной до 2018 г., а в 2019-2020 гг. она составила соответственно 4.9 и 4.0%. В этот период по объемам импорта зерновых доля ЕС и других стран в разные годы колебалась в пределах 2.8-6.2% и только в 2020 г. доля ЕС и других стран заметно повысилась, составив 25.5%. По нашей оценке, в условиях членства в ЕАЭС резкое повышение доли стран ЕС в структуре импорта зерновых не вытекает из логики развития единых экономических интеграционных процессов и в этом смысле необходимо провести всесторонний анализ и четкое таргетирование государственной политики, поскольку убеждены, что иной альтернативы импорта зерновых кроме рынка ЕАЭС — нет.

В 2006-2016 гг. заметна тенденция роставалового урожая озимой пшеницы в РА. В 2006 г. он составил 140.7 тыс. тонн, а в 2016 г. – 341.7 тыс. тонн, увеличиваясь в год на 20.1 тыс. тонн или на 9.2%. Развитие объемов производства озимой пшеницы и непрерывный рост уровня её урожайности в специализированных областях РА способствовал качественному росту объемов производства.В 2017-2020 гг. посевные площади озимой пшеницы в РА выявили тенденцию к сокращению – ежегодно в среднем на 7.1 тыс. га или на 9.8%. Валовой урожай озимой пшеницы ежегодно в среднем сокращался на 13.5 тыс. тонн или на 8.7% (Диаграмма 4).

Существенное влияние на развитие и конкурентоспособность животноводства имеет состояние производства кормов, поскольку обеспечение оптимального пищевого рациона животных попросту невозможно без высокого уровня кормовой базы и кормовой обеспеченности.Ежегодно после 2016 г.фиксируется значительное, и что самое опасное – стабильное сокращение посевных площадей кормовых культур в среднем примерно на 9% в год. Фактически, сократилось более 1/3 всей основной кормовой базы республики.

Одной из проблем продовольственной безопасности РА является увеличение объемов производства зерновых культур, следовательно повышение степени самодостаточности по части основной зерновой продукции. Хотя невозможность обеспечения полной самодостаточности этого вида продукции очевидна, однако возможность повышения степени её самодостаточности имеет под собой реальные основания. Исследование динамики этого показателя непосредственно связано с ростом объемов производства интенсивным путем (Таблица 2).

В 2011-2015 гг. объемы производства пшеницы ежегодно повышались в среднем на 34.7 тыс. тонн. С 224.1 тыс. тонн в 2011 г. производство пшеницы в 2015 г. достигло 362.7 тыс. тонн. Позитивные тенденции этого показателя непосредственно отразились на тенденциях других показателей.Увеличение объемов производства пшеницы способствовало сокращению объемов импорта в среднем на 2.2 тонны в год. В следующийпериод картина изменилась. В 2016-2020 гг. в РА зафиксирован спад объемов производства пшеницы в среднем на 54.6 тыс. тонн в год. В результате, в 2020 г. объемы производства пшеницы составили 132.0 тыс. тонн, что более чем на 50% уступает уровню 2011 г. Как следствие, эти сокращения сопровождались ростом объемов импорта. По сравнению с 2016 г. в 2020 г. он увеличился на более чем 102.6 тыс. тонн или в 1.3 раза.

Одним из важнейших показателей продовольственного баланса является степень самодостаточности. По сравнению с 2011 г. степень самодостаточности пшеницы в 2016 г. повысилась на 16.7 процентных пункта, а в 2020 году снизилась по сравнению с 2016 г. на 28.8 процентных пункта.

Произведенные расчеты позволяют условно разделить данный период на две части – на периоды роста (до 2016 г.) и спада (после 2016 г.) производства.

Таким образом, результаты анализов показывают, что в области развития отраслей сельского хозяйства Республики Армения имеется множество проблем,которые еще более усугубились в последние годы. Фактически, с одной стороны, интеграционные процессы на едином рынке ЕАЭС создают наилучшие предпосылки для развития рынков экспорта продовольствия, а с другой стороны, в сельскохозяйственное производство вовлекается все меньше посевных площадей. Все это в конце концов приводит к структурным трансформациям отрасли. Очевидно, что возникает необходимость радикального пересмотра и усовершенствования государственной политики в области сельского хозяйства,поскольку единое таможенное пространство и углубление интеграционных процессов в ЕАЭС создают серьезнейшие предпосылки для экспорта большого объема качественного армянского продовольствия и его устойчивого позиционирования на рынках стран-членов ЕАЭС.

Относительно товарооборота внешней и взаимной торговли Республики Армения можно констатировать, что официальные данные последних лет свидетельствуют о незаменимой роли, привлекательности и жизненно важном значении рынка ЕАЭС. По показателям опережающих темпов роста объемов экспорта в направлении ЕАЭС более чем очевидно, что единый рынок ЕАЭС имеет неоценимо большее значение и что самое важное, чрезвычайно большой потенциал и предпосылки расширения и развития. Кроме того, нам кажется необычайно важным, что объемы экспорта в направлении всех стран ЕАЭС выросли опережающими темпами. В этом контексте наиболее актуальным становится вопрос существенного увеличения объемов экспорта продовольствия и масштабные, стабильные поставки армянского продовольствия на рынок ЕАЭС, что предполагает значительное увеличение объемов сельскохозяйственной продукции и, следовательно, радикальный пересмотр аграрной политики страны и разработкумеханизмов стратегического развития отрасли.

Страны ЕАЭС продолжают импортировать в значительных объе­мах свежие овощи и фрук­ты, корма, семена, технологическое обо­ру­дование, то есть те товары, произвести ко­то­рые можно внут­ри Союза. Для решения за­дач в этой области в рамках ЕАЭС не­об­хо­димо фор­мирование устойчивой системы по обес­пе­чению кол­лек­тивной продовольственной бе­­зопасности.

Современные цели единой аграрной по­ли­ти­ки состоят в обес­печении стабильности снаб­жения продовольственными то­ва­рами и дос­тойного уровня жизни на­се­ле­ния, поддержке стабильности аграрных рын­ков, а такжев раз­ра­ботке мер, позволяющих быстро и гиб­ко пре­­одолевать последствия кризисных яв­ле­ний в эко­но­ми­ке.

Развитие ин­тег­ра­ционных процессов поз­воляет обеспечивать рост благосостояния на­се­ле­ния, по­вы­сить про­до­воль­ственную безопасность го­су­дарств ев­ра­зийского прост­ран­ст­ва, а также обес­печить рост кон­ку­рен­то­спо­соб­ности аг­рар­ной про­дук­ции на региональном и меж­ду­на­родном рын­ках.

 

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here