Ереван-Баку, Ереван-Анкара: возможности, угрозы, вызовы

0
320

Сегодня в Ереване по инициативе ОО «Интеграция и развитие» и Евразийского экспертного клуба совместно с «Армянским национальным фронтом» и движением «Сильная Армения вместе с Россией» состоялось обсуждение по теме «Процесс урегулирования армяно-азербайджанских и армяно-турецких отношений: новые возможности и/или новые угрозы и вызовы».

«Мирный процесс» в атмосфере вражды и ненависти

Представив историю карабахского конфликта, модератор Евразийского экспертного клуба Арам Сафарян отметил, что ситуация после 44-дневной войны радикально изменилась.

«9-ГО НОЯБРЯ 2020 ГОДА БЫЛО ПОДПИСАНО трехстороннее заявление между лидерами России, Азербайджана и Армении о прекращении боевых действий и принципах нормализации отношений. Переговоры, однако, продвигаются с большим трудом, — констатировал он. — Что же касается Турции, то после распада бывшего СССР Анкара признала независимость Армении, однако дипотношений установлено не было, а в мае 1993 года турецкое правительство закрыло сухопутные границы с Арменией. На протяжении всех последующих лет Турция последовательно и во всех сферах поддерживала Азербайджан».

По словам Сафаряна, в условиях жесткого противостоянии России и коллективного Запада между ведущими геополитическим акторами наметилась некая конкуренция в карабахском вопросе.

«Разницы в видении будущего в плане разрешения конфликта между ними практически нет, хотя следует отметить, что Россия в сравнении с любыми другими силовыми центрами имеет больше возможностей, ресурсов и опыта в посредничестве между Азербайджаном и Арменией. В ситуации ужесточения противостояния с Западом Россия заявляет о желании развивать отношения на уровне стратегического союзничества и с Азербайджаном, и с Арменией, — сказал он.

По мнению эксперта, хотя Минская группа ОБСЕ фактически прекратила свою деятельность, все сопредседатели заявляют о желании продолжать посредничество с целью мирного разрешения конфликта. Между тем режим прекращения огня, установленный соглашением от 9-го ноября, нарушается с подачи постоянно прибегающего к военной агрессии Азербайджана, что приводит к кровопролитными вооруженными столкновениями в различных сегментах армяно-азербайджанской границы.

«Мирный процесс продвигается в обстановке недоверия, ненависти и вражды, в то время как ряд политиков и экспертов считает, что успех в процессе нормализации отношений как между Арменией и Азербайджаном, так и между Арменией и Турцией, теоретически все еще возможен», — заявил Сафарян.

Для 95% армян Арцах не может быть в составе Азербайджана

«История армяно-азербайджанского конфликта насчитывает больше века, — констатировал социолог, академик НАН РА Геворг Погосян. — Всем хорошо известно, что пленум Кавбюро ЦК РКП (б) 5 июля 1921 принял решение оставить Карабах в составе Азербайджана. В результате Первой карабахской войны 1991-1994 гг. Арцах обрел фактическую независимость. Теоретически в качестве урегулирования предлагался простой обмен: Армения возвращает Азербайджану часть территорий (5 районов) вокруг Нагорного Карабаха, в обмен на это Азербайджан признаёт независимость республики. Был также вариант поэтапного решения.

ПОСЛЕ 44-ДНЕВНОЙ ВОЙНЫ ПОБЕДИТЕЛИ и проигравшие поменялись местами. И теперь все надо будет начинать с нуля».

По словам Погосяна, философия войны для армян всегда неизменно опиралась на принципы христианства. Армяне не занимались изуверством и расчленением плененных азербайджанских солдат, в то время как противоположная сторона все это делала, причем публично тиражируя фото- и видеокадры собственных зверств. Он также подчеркнул, что многочисленные опросы общественного мнения дают вполне ясную картину отношения населения стран к своим соседям — речь об Армении, Азербайджане, Турции.

Так, в 2015 году американский Фонд Маршалла провел в Турции опрос общественного восприятия, согласно которому 83% из 1018 опрошенных респондентов относились к соседней Армении явно неблагоприятно. Спустя 6 лет, в 2021 году, исследователи турецкого университета Кадир Хас опубликовали результаты изучения тенденций общественного мнения в Турции. Согласно этому опросу, у 83,1% опрошенных констатировано неблагоприятное отношение в Армении. Фактически, турецкое общество проявляет устойчивое негативное отношение к соседней стране.

«Еще в 2006 году совместно с турецкими социологами из организации TESEV мы провели исследование взаимного восприятия граждан. Результаты показали явное отсутствие адекватного представления о соседней стране. По мнению большинства турецких респондентов, Армения – это большая недружественная страна от Черного до Каспийского моря, с населением в 10 миллионов человек. В Турции уже более ста лет насаждается официальное мнение, что никакого Геноцида армян в 1915 году не было, и что это были столкновения между армянами и турками во время Первой мировой войны. Нет никакого сомнения, что такое искаженное представление о собственной истории и соседях является прямым результатом воздействия официальной пропаганды», — сказал Геворг Погосян.

По свидетельству академика, в Армении практически во всех опросах общественного мнения Турция и Азербайджан также фигурируют в качестве вражеских государств. Так, в исследовании американской организации IRI (Международный республиканский институт) в том же 2021 году подавляющая часть взрослого населения Армении в качестве наибольшей политической угрозы для страны указала Турцию (90%) и Азербайджан (77%). А в качестве наибольшей угрозы для безопасности Армении они вновь указали Турцию (88%) и Азербайджан (81%).

«Насчет разблокировки границ и открытия транспортных сообщений с двумя этими странами наше общественное мнение также не очень оптимистично. Так, только 5% считают, что открытие транспортных дорог с Азербайджаном может полностью положительно повлиять на экономическое развитие Армении. То же самое в отношении Турции: только 6% респондентов считают это полностью положительным для развития экономики Армении», — констатировал социолог, добавив: «56% уверены, что Армения должна укреплять свою армию и вооруженные силы, одновременно пытаясь достичь мира. И лишь 2% утверждают, что надо стремиться к миру без какого-либо усиления своих вооруженных сил».

Также для абсолютного большинства армян (95%) Арцах не может оставаться в составе Азербайджана. По результатам опроса IRI в июне 2022 года, только 7% опрошенных считают нормализацию армяно-турецких отношений очень позитивной, еще 21% считают это частично позитивной.

Соцопросы, проведенные в Азербайджане в 2005 и 2006 годах Центром социальных исследований SORĞU совместно с американским фондом IFES, показали, что по мнению 1600 опрошенных в Азербайджане самой большой проблемой, стоящей перед их страной, является проблема Карабаха (73%), и лишь после этого — безработица (36%) и низкий уровень жизни (19%).

«Власти в Баку весьма агрессивно настроены по отношению к Армении. Они не раз отмечали, что Азербайджан располагает новейшими ракетными системами, которые могут нанести удар по Мецаморской АЭС, что «обернется для Армении огромной трагедией». Политическое руководство этой страны уже много лет муссирует идеи о том, что армяне заняли исконно азербайджанские земли, что «политика геноцида армянских националистов в отношении азербайджанцев имеет двухсотлетнюю историю». В азербайджанских СМИ постоянно поддерживается «образ врага», — подчеркнул Погосян.

Разблокировка коммуникаций отвечает интересам Азербайджана и Турции, но не Армении

«Экономические аспекты процессов урегулирования армяно-азербайджанских и армяно-турецких отношений необходимо рассматривать не отдельно, а вместе, — считает доктор экономических наук, профессор, руководитель исследовательского центра «Альтернатива» Татул Манасерян. — При этом важно обратить внимание как на внутренние экономические интересы каждой страны, так и на общие угрозы экономической безопасности в регионе в целом.

ПЕРВЫЙ ПУНКТ НАШЕЙ ПОВЕСТКИ – разблокировка коммуникаций с Турцией и с Азербайджаном. Она, конечно, неизбежна, как неизбежна и экономическая экспансия не только в сельском хозяйстве Армении, но и в промышленности. Иначе говоря, надо задуматься о том, грозит ли нашей стране некая «аджаризация»? Очевидно, что на данном этапе общественность Армении не готова к полной деблокаде всех типов коммуникаций с Турцией, которая, напомню, в свое время грубо нарушила взятые на себя обязательства в рамках «футбольной дипломатии» и отказалась ратифицировать подписанные в Цюрихе протоколы. При этом Анкаре следует также соблюдать принципы, заложенные в ратифицированных ею конвенциях по части стран, не имеющих выхода к морю. При их соблюдении Турция обязана обеспечить Армении выход к морю, причем бесплатно, чего не делается», — отметил профессор.

Что касается конкретно экономических аспектов налаживания отношений с Турцией, то они в настоящее время для Армении выглядят не столь радужными, считает Манасерян.

«Конкурентоспособность турецкой экономики на голову выше. Нельзя не учитывать также эффект масштаба, а также то, что турецкое правительство субсидирует экспорт. Помимо этого, еще в 1993 году парламент Турции наложил эмбарго на ввоз армянской продукции. В этих условиях мы можем потерять местное производство.

Сегодня идея разблокирования дорог полностью отвечает интересам двух стран – Азербайджана и Турции. Ни политические, ни экономические, ни даже гуманитарные интересы Армении здесь никак не учитываются. Правительству РА необходимо добиться контролируемой ситуации, как это было сделано, к примеру, при создании Евросоюза, начавшегося с установления союза угля и стали. Стратегические материалы, используемые в военпроме, были поставлены под контроль. Вот с этого надо начинать и Армении, и Турции, и Азербайджану. В противном случае никто не может исключить вероятность нового конфликта», — уверен Татул Манасерян.

Голос Армении

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here