Текущие тенденции создают новые стимулы для формирования единых рынков ЕАЭС — Бордачев

0
289

Военно-политический кризис в Европе и масштабная экономическая война, развернутая против России странами Запада, оказывают непосредственное влияние на всю конфигурацию внешнеэкономических связей России и Евразийского экономического союза. Это объединение изначально создавалось в качестве инструмента повышения международной конкурентоспособности стран-участниц с опорой на основные институты и практики международного порядка, основанного на всеобщей открытости и глобализации.

Об этом в ходе выступления на Круглом столе «Перспективы направления развития ЕАЭС в новых условиях и возможности для сотрудничества с третьими странами в контексте их трансформирующихся внешнеэкономических стратегий» в Ереване заявил научный руководитель Центра комплексных европейских и международных исследований НИУ ВШЭ, программный директор Международного дискуссионного клуба «Валдай», член РСМД Тимофей Бордачев.

По его словам, сейчас эти базовые условия принципиально меняются – реальностью стали попытки «выключить» Россию из тех производственно-инвестиционных и финансово-логистических цепочек, на которые США и страны ЕС могут оказывать определяющее влияние.  В этой связи приобретают новое значение финансовые, торгово-экономические, институциональныеи транспортно-логистические возможности, связанные с развитием ЕАЭС и его общего рынка, продолжающимся участием Казахстана, Кыргызстана и Армении в тех институтах глобализации, от которых Запад пытается отделить Россию.

«Если раньше сотрудничество в рамках ЕАЭС рассматривалось, скорее, как дополнительная возможность, то теперь именно через него можно решать задачи, актуальные для повышения сопротивляемости санкциям и ее научно-технологического развития, расширения торговли с третьими странами, получения доступа к технологиям, логистическим решениям и финансовым рынкам. Евразийская экономическая интеграция может, в современных условиях, приносить России реальную пользу»,- отметил он.

По словам Бордачева, институциональная и нормативно-правовая рамка ЕАЭС на данный момент менее токсична по сравнению с юрисдикцией отдельных стран-членов Союза и может быть политически более приемлема для РФ с точки зрения санкционных ограничений и внешнеэкономических/регуляторных форматов взаимодействия с зарубежными партнерами. Кроме того, именно ЕАЭС в настоящее время благодаря своим инфраструктурным и регуляторным ресурсам и возможностям по амортизации санкций и иных внешнеэкономических шоков представляет ядро концепции Большого Евразийского партнерства (БЕП) и ключевой инструмент активизации интеграционного потенциала БЕП.

«Комплекс мер по активизации использования ЕАЭС в системе внешнеэкономических связей России включает в себя как ответ на вызовы общего характера, возникающие в связи с экономической войной со стороны Запада, так и создание принципиально новых механизмов доступа к необходимым внешним ресурсам. Необходимо учитывать, что эти меры будут предприниматься в условиях серьезных кризисных тенденций в мировой экономике, часть из которых оказывает позитивное влияние на отдельные конкурентные преимущества России, такие как обеспеченность ключевыми сырьевыми ресурсами, а также лидирующие позиции в экспорте энергетических товаров, зерновых культур и минеральных удобрений»,- подчеркнул он.

Как отметил Бордачев, обострение украинского кризиса в 2022 году и связанные с ним антироссийские санкции ускорили рост цен на энергоресурсы, что привело к усилению инфляции в большинстве стран мира. Так, за март-июль 2022 г. средние цены на газ в Европе были в 2,4 раза выше, чем в 2021 г., и в 8 раз выше, чем в докризисном 2019 году. Нефть марки Brentза этот же период была выше в 1,6 раза, чем в 2021 г., и в 1,7 раза, чем в 2019 году. Инфляция в развитых странах (Еврозоне, США, Великобритании и др.) ускорилась до 8-9% (по данным на июнь 2022 г.) со средних значений 2,5-5% в 2021 году.

«Россия, как крупнейший мировой экспортер нефти, газа и нефтегазопродуктов для многих дружественных стран, способна смягчить эти риски путем поставки сырьевой продукции по сниженным, но выгодным для РФ ценам, как это сейчас делает для Китая и Индии. Кроме того, рост продовольственных цен и общее инфляционное давление, начавшееся еще со второй половины 2021 г., усилились после 24 февраля 2022 г.: индекс продовольственных цен в мире весной 2022 г. достиг исторических максимумов – 159,3 пункта, что на 20% выше прошлых исторических максимумов 2008-2011 годов. Из-за проблем с транспортировкой зерна по Черному морю возникли риски образования дефицита зерновых культур на мировом рынке осенью 2022 г. и в 2023 году.  Роль России, как гаранта продовольственной безопасности и надежного поставщика ресурсов по более низким ценам обретает особое значение в условиях современных глобальных трендов – усиления санкционного давления на РФ, мирового энергетического и рисков инфляционно-продовольственного кризисов, которые напрямую влияют на развитие ЕАЭС и внешнеэкономические связи Союза»,- отметил он.

Программный директор Международного дискуссионного клуба «Валдай» считает, что, во-первых, текущие тенденции могут создать новые стимулы для формирования единых энергетических и продовольственных рынков ЕАЭС при одновременном росте значимости ЕАЭС для России, как площадки для продвижения своей продукции (в т.ч. сырьевой и сельскохозяйственной) на внешние рынки. Во-вторых, современные тенденции, в особенности масштабное ужесточение ограничительных мер в отношении финансовых организаций РФ и Беларуси, способны привести к укреплению финансовой интеграции в рамках Союза за счет активного использования национальных валют в расчетах, прежде всего, рубля за более дешевую российскую нефть и газ, сельскохозяйственную продукцию. Более низкие цены на энергоносители внутри ЕАЭС могут стимулировать привлечение ПИИ из дружественных стран.

«Наконец, сложившаяся мировая политэкономическая конъюнктура потенциально позволяет сформировать проактивную позицию ЕАЭС при заключении преференциальных и иных соглашений сдружественными странами и объединениями. В том случае, когда речь идет о непосредственно возможностях использования ЕАЭС было бы целесообразно рассмотреть следующие направления активизации сотрудничества: развитие альтернативных финансовых механизмов, создание новых и сохранение прежних экспортных возможностей, организация регулярных каналов параллельного импорта критически важных товаров и технологий, заключение новых преференциальных соглашений с дружественными странами, развитие институциональных механизмов евразийской интеграции, включая расширение внешнеторговых компетенций ЕЭК и формирование общей транспортно-логистической системы ЕАЭС. Данные меры, даже в случае частичной реализации, смогут, как представляется, значительно смягчить часть последствий санкционной политики Западаи, в конечном, итоге создать дополнительный смысл существования этого проекта»,- резюмировал Бордачев.

Отметим, что организаторами мероприятия выступают Российский совет по международным делам, исследовательско-аналитическая общественная организация “Интеграция и развитие” и Евразийский экспертный клуб.

Verelq.am

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here