Видеомост Москва-Ереван. Эксперты обсудили армяно-российские отношения (Видео)

0
224

26 января в мультимедийном пресс-центре Sputnik Армения прошел видеомост Москва–Ереван по теме «Актуальные вопросы российско-армянского сотрудничества». С российской стороны в нем приняли участие директор Института стратегических исследований и прогнозов РУДН Дмитрий Егорченков, ведущий научный сотрудник Института международных исследований МГИМО МИД РФ Сергей МАРКЕДОНОВ и президент общественной организации «Диалог» Юрий НАВОЯН. Спикерами в Ереване выступили координатор Евразийского экспертного клуба, политический аналитик Арам САФАРЯН, доктор экономических наук, профессор, руководитель исследовательского центра «Альтернатива», член Евразийского экспертного клуба Татул МАНАСЕРЯН и политтехнолог Виген АКОПЯН.

Цель – дискредитировать миротворцев и Россию

Как отметил, открывая дискуссию, Арам Сафарян, «нет таких вопросов, которые Армения и Россия не могут обсуждать и находить взаимоприемлемые решения».

«КОНЕЧНО, ХОЧЕТСЯ СКАЗАТЬ О ПОСЛЕДНИХ НАПРЯЖЕННЫХ СИТУАЦИЯХ у нас в регионе, — отметил он. — Инициаторы закрытия Лачинского коридора надеялись на то, что своими действиями смогут дискредитировать роль российских миротворцев в Арцахе и роль России, как посредника в этом процессе, нанести урон имиджу России в глазах граждан НКР и граждан РА. Нашим противникам именно этого и надо. Между тем, необходимо понимать приоритетность усилий по нормализации ситуации в регионе, по открытию Лачинского коридора, и это важные составные части диалога с нашим стратегическим союзником».

Попытки пересмотреть новый статус-кво очевидны

По словам Сергея Маркедонова, то, что мы видим сегодня – серьезный тест и для России на Кавказе, и для российско-армянских отношений.

«ЗА ПРОШЕДШИЙ ГОД ПОЯВИЛОСЬ МНОГО ВАЖНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ, в том числе влияющих непосредственным образом на российско-армянские двусторонние отношения, на ситуацию в регионе Кавказа в целом, — констатировал политолог. — До 2022 года армяно-азербайджанский конфликт, проблема Нагорного Карабаха, была, наверное, единственной и уникальной точкой на постсоветском пространстве, где Россия и Запад как-то кооперировали, как-то сверяли часы. Почему это происходило? С одной стороны потому, что армяно-азербайджанский конфликт не рассматривался в контексте расширения НАТО, с другой — его не рассматривали на Западе как некий случай российского ревизионизма. Поэтому получалось определенное взаимодействие».

Но этому пришел конец, отметил эксперт. С апреля 2022 года МГ ОБСЕ перестала работать как формат. И появилась дополнительная линия конкуренции.

«Сейчас события конца 2021 года, когда Шарль Мишель дважды созванивался с Путиным, чтобы найти общие точки зрения по поводу карабахского урегулирования, воспринимаются как какой-то сюжет другой истории из другого века. Сейчас такое невозможно себе представить, — сказал Маркедонов. – Евросоюз демонстрирует инициативы одну за другой, и ни в одном из их пресс-релизов Россия, российская миротворческая миссия, огромная работа РФ по демаркации и делимитации границ не упоминаются вообще. И здесь мы видим серьезные попытки противопоставить Армению и Россию, дискредитировать деятельность РМК, показав его определенную бесполезность».

По словам российского политолога, очевидны попытки пересмотреть новый статус-кво, сложившийся в армяно-азербайджанском противостоянии после 2020 года.

«Этот статус-кво радикально поменялся в сравнении с предыдущими годами, но он, тем не менее, определенным образом сложился. А в 2022 году было несколько попыток его поменять, сделать более плоскими, более однозначными неоднозначные итоги Второй карабахской войны, — отметил эксперт. – Понятно, что Россия, будучи занятой украинским направлением, СВО, конфронтацией с Западом, будучи зависимой в условиях расширяющихся санкций, вынуждена реагировать более мягко, стремясь не вступать в дополнительный конфликт с Турцией и Азербайджаном. И вот в этой ситуации мы видим появление в армянском обществе, политических кругах некие завышенные ожидания.

Чисто по- человечески я это понимаю. Смотрит рядовой армянин и говорит: «Ну как же так, вроде союзник должен жестче заявить хотя бы что-то, занять более четкую позицию». Этого не происходит или происходит недостаточно жестко, значит, давайте смотреть в другие стороны. И появляются завышенные ожидания. То Франция — свет в окошке, то еще кто-то. Но обратимся к фактам: от того, что Макрон написал 5-10 твитов в поддержку Армении, ситуация не изменится… Менять Россию, которая плохо, криво, косо, но что-то делает и на ниве миротворчества, и на ниве модерации, и на ниве посредничества, экономического взаимодействия и т.д., на то, что существует только в виде твитов и благих пожеланий? Это вызывает, мягко говоря, вопросы…»

Россияне заново открывают для себя Армению

Экономист Татул Манасерян, говоря об армяно-российском экономическом взаимодействии, отметил, с одной стороны, факт негативного влияния антироссийских санкций на Армению, с другой – констатировал рост деловой активности.

«СРАЗУ ДОЛЖЕН СКАЗАТЬ, ЧТО ЭТИМ РОСТОМ МЫ В БОЛЬШИНСТВЕ СВОЕМ обязаны тому, что многие россияне предпочли Армению, как страну временного проживания и место для создания собственного бизнеса, — отметил он. – Причем предпринимателей из России принял в Армении не только сектор ИТ, но и другие сферы малого и среднего бизнеса, туризм, индустрия сервиса и т.д. На сегодняшний день до 300 тысяч мигрантов или, как сейчас говорят, релокантов, поселилось в Армении, и это сильно повлияло на экономическую активность страны. Если тенденции сохранятся, мы будем иметь 5-7% роста деловой активности в 2023 году».

Говоря о проблемных точках в контексте армяно-российских отношений, Манасерян отметил наличие крайностей в озвучиваемых подходах.

«Сегодня в нашем обществе, к сожалению, усугубляются два полюса: пророссийский и прозападный. Но ведь следует учитывать наличие богатого спектра. В нынешней непростой ситуации крайне важно обсуждать не только вопросы дальнейшего стратегического союзничества между Арменией и Россией, но и то, как возможно согласованно диверсифицировать вопросы безопасности, диверсифицировать не обязательно с полюсами, а со странами, с которыми и Россия, и Армения имеют дружественные связи. Речь о Китае, Индии, Греции, Иране, возможно, Египте и т. д».

Политолог Дмитрий Егорченков считает общей тенденцией в армяно-российских отношениях на протяжении прошедшего года переход от высокого уровня стратегического диалога к тому, чего раньше во многом не хватало – горизонтальному уровню взаимодействия.

«Россия и Армения на горизонтальном уровне значительно усилили контакты. У меня огромное количество друзей в Москве, которые, скажем так, вдруг открыли (точнее, переоткрыли) для себя Армению. Наращивается объем экономических контактов, армянская диаспора в России тоже стала активнее использовать Армению, как хаб для работы в России. Конечно, когда столь скачкообразно развивается горизонтальный диалог, мы должны понимать, что могут возникнуть проблемы. Чтобы их избежать, нужно на госуровне наращивать ресурсность того, что именуется общественно-политическим диалогом».

«Окно Овертона»: В Армении есть силы, продвигающие дружбу с турками

По словам Вигена Акопяна, за последние 2-3 года зафиксированы довольно тревожные тенденции в контексте восприятия армяно-российских отношений, и их нельзя игнорировать, делая вид, что ничего не происходит.

«ХОТЕЛ БЫ ЗАОСТРИТЬ ВНИМАНИЕ НА ТОМ, ЧТО В АРМЕНИИ есть политические силы (и большинство их не в оппозиции), которые настаивают на тесных, добрососедских отношениях с Турцией, — отметил Акопян. – При этом, как показали выборы, не все в Армении относятся к тесным отношениям с Анкарой как к чему-то запредельному. Сегодня «окно Овертона» распахнуто до такой степени, что даже такая альтернатива всего через несколько лет после смены власти считается возможной.

Если усиленная работа по переформированию общественного сознания достигнет своих целей, и большая часть армянского общества согласится с альтернативой роста влияния Турции в регионе, то у России могут быть проблемы, предостерег эксперт, добавив, что не зря нынешние власти Армении все чаще обращаются к западным странам по вопросу Лачинского коридора, Арцаха. «Пока конкретных инициатив на Западе по замене РФ в качестве военно-политического партнера не проявляют, но это не значит, что ситуация не будет меняться», — считает Акопян.

Со своей стороны, президент ОО «Диалог» Юрий Навоян отметил, что настроен позитивно в контексте будущего армяно-российских отношений.

«На основании нашей общей истории и пройденного за 30 лет дипотношений между Россией и Арменией пути, я уверен, что и у Москвы, и у Еревана есть совместный комплекс политических, дипломатических мер для запуска новых механизмов доверительных отношений – с тем, чтобы нейтрализовать возникающие в обществе негативные тенденции. Иногда они, конечно, имеют объективную основу, но все же главным образом возникают в результате манипуляций».

Голос Армении

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here