Исторические памятники и историческая память в ракурсе армяно-российских отношений

0
435

Лилит Асоян

Доцент Ширакского государственного университета,

Кандидат исторических наук,

Член Евразийского экспертного клуба

Доклад на Международной конференции

“Россия и мир. Диалоги 2023. Цели и ценности”.

Ереванский государственный университет,

25 мая 2023 года, четверг

 

Сохранение исторической памяти для любого народа является основой национальной идентичности, самоидентификации в трансформирующемся мире, где все большее влияние приобретают технологии управления массами в том числе путем искажения и фальсификации истории. Процесс этот сложный и может стать необратимым в случае превращения в своего рода алгоритм мышления. В этом процессе значимую роль играют исторические нарративы, матрица мышления, на которую воздействуют источники целенаправленной информации, распространяющейся во основном через СМИ и социальные сети. Насаждается некий шаблон, по которому ориентируются и направляются пользователи. Однако вопросы формирования, трансформации, искажения исторической памяти отнюдь не новшество-
ими задавалось человечество с незапамятных времен, что было связано с внешнеполитическим курсом государств, установлением своего влияния и контроля за пределами территорий собственных государств, а также в связи с внутренней политикой.

В плане армяно-российских отношений, характеризующихся как стратегическое партнерство, важную роль в сохранении исторической памяти имеет информационная составляющая, которая сыграла большую роль в формировании полoжительного имиджа партнера и сохранении его в памяти поколений. Так, начиная с 18-го века, ссылаясь на доброжелательное отношение Петра I-го и на его планы расширения границ (с целью обеспечения выхода к морю для достижения своих конкретных геополитических целей), общественно-политические круги Армении сформировали полoжительный образ будущего партнера при наличии примитивных методов передачи информации и знаний. С течением времени создавались отдельные труды, работы, свидетельства очевидцев, а после присоединения Армении к России в дело пошли циркуляры, отдельные издания, газеты и прочее, которые имели в основном познавательный характер. Благодаря этой информации местное население в начале 19-го века уже воспринимало Россию как спасительницу, которая в отличие от многообещающей Европы предприняла конкретные шаги по освобождению Арменииот  турецко-персидского ига.

Подобный подход сохранялся вплоть до 1918 года, когда на фоне внутриполитического хаоса в России в армянской действительности активизировалась прозападная ориентация, в надежде восстановить историческую справедливость и воссоздать государственность на основе арбитражного решения Вильсона, используя армянское лобби за границей (миссия Погосанубар паши). Но политический выбор большевистской Армении восстановил имидж России-освободительницы на сей раз от «тюрьмы народов», с новой силой пропагандируя и укореняя имидж «старшего, большого брата», основываясь на историческую память о недавнем прошлом. За альтернативное мышление, а в дальнейшем и за высказывание подобных идей в виде «самиздата» расстреливали, а в лучшем случае отправляли в ссылку, в лагеря, на каторгу. Обмен информацией ограничивался пересказом или перепечатыванием фраз вождей пролетариата на тему «светлого коммунистического будущего» в отдельно взятом обществе. В годы советской власти окончательно укоренился образ России — покровительницы всех братских республик, благодаря которой вошедшие в ее состав и покровительство республики получили возможность мирно развиваться,что по отношении к Армении было достаточно справедливо. Появилось огромное количество исторической литературы, музыкальных произведений, а также памятников, способствоваших сохранению и преемственности исторической памяти о большой дружбе.К примеру памятник майору Монтрезору в Спитаке, памятник героямОшаканской битвы недалеко от Эджмиацина, памятники солдатам, павшим на фронтах Великой Отечественной войны и т.д.

После развала Советского союза произошла своего рода переоценка ценностей на фоне глубокого экономического кризиса России, в условиях отсутствия внешнеполитической доктрины, геополитических приоритетов СМИ стали относительно свободными и активно обсуждалось будущее Армении с разных точек зрения, акценты сместились в негативную сторону. В противовес укоренившейся благодаря историческим разработкам советского периода идеи о большом братстве, постепенно всплыли источники с неоднозначной интерпретацией, акцентировались, например, преданные забвению исторические материалы о статусе НКО и о роли Сталина в решении Кавбюро от 5 июля 1921г., о массовой ссылке 1949г., о Геноциде, перманентно продолжавшемся до 1990-х гг.

В Армении начались процессы, которые бывший посол РФ в Армении Владимир Ступишин в своей книге «Моя миссия в Армении» охарактеризовал как «законное возмущение», вызванное пакостями советского режима, трансформировавшееся в «антирусские настроения».[1]Однако в скором времени, примерно с конца 1990-х гг. прошлого века отношения с Россией были восстановлены. 29 декабря 1991 г. Б.Н. Ельцин и Л.А. Тер-Петросян подписали Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной безопасности, ставший одним из первых больших политических соглашений, заключенных независимой Россией. Стороны договорились способствовать укреплению систем коллективной безопасности в СНГ и становлению соответствующих региональных структур. Отношения между Москвой и Ереваном изначально возводились на близкий к союзническому уровень.[2]На волне ностальгии по СССР началась активная пропаганда общих ценностей и достижений, а информационное поле заполнилось аналитическими доводами о плюсах стратегического партнерства. Придавалось определенное значение формированию положительного образа и имиджа друг друга на информационном пространстве, как одного из составляющих процесса обеспечения национальной безопасности. Тем более, что этот образ имел под собой прочную основу- историческую память.Подобный подход сохраняется и в наши дни. Армения неоднократно отмечала, что сохранение исторической памяти является одним из важных инструментов развития союзнических отношений в рамках ОДКБ, а попытки переписать историю неприемлемы для Армении, произвольные толкования нашего героического прошлого, в том числе событий времен Второй мировой войны[3].

В этом плане особую значимость приобретают исторические памятники разных эпох, сохранившиеся на территории Армении, олицетворяющие обоюдное историческое прошлое. Здесь и крепость в Гюмри, на территории которой дислоцируется 102-ая Российская база, Православные церкви в Ширакской, Ванадзорской и др. областях, памятники труженникам советской эпохи, памятники героям Великой Отечественной войны, напоминающие о взаимовлиянии и взаимопроникновении двух культур названия кварталов и улиц в Гюмри. Они напоминают о тесных исторических переплетениях, о роли России в судьбе Армении и тем самым позволяют воспроизвести историческое прошлое, будучи свидетелями тех далеких событий. Память о геноциде 1915-1923гг. сохраняется не только благодаря свидетельствам очевидцев, но и мемориальному комплексу Цицернакаберд, возведенному в советский период.

Память о подвиге 600 тыс. армян увековечена в бесчисленных памятниках героям ВОВ в Армении и Арцахе. К сожалению после 2-ой Арцахской кампании многие из них были уничтожены, в том числе памятник Нелсону Степаняну в Шуши, памятники Ивану Тевосяну и Баграмяну в Чардахлу, памятник маршалу Худякову в с. Мец тех и др. Тогда как в Армении эти памятники ялвяются местом паломничества поколений, потерявших своих предков на фронтах Великой отечественной.

Одной из горестных страниц истории ВОВ является блокада Ленинграда, тяготы которой разделили и жители армяне и солдаты армяне, сражавшиеся за оборону Ленинграда. Память об этих тяжелых днях сохранилась не только благодаря воспоминаниям очевидцев. К сожалению, спустя десятилетия Армения в мирное время вынужденно столкнулась с этим явлением — дважды в 1988г и в недавнем прошлом в связи Арцахским движением.Подобного рода исторические события нелегко забываются и очень часто увековечиваются в виде исторических памятников, которые так же являются олицетворением исторической памяти.[4] Если жертвам как правило нет необходимости напоминать о событиях, участниками которых они стали непосредственно, то для последущих поколений сохранение, передача и тиражирование  исторической памяти является важным с точки зрения извлечения уроков, предотвращения ошибок, вследствие которых может пострадать общество снова. В этом плане приобретает особую значимость вопрос а что должны сделать общества и правительства для сохранения коллективной исторической памяти? И не случайно, что этому вопросу был посвящен особый доклад в ООН в 2013г, посвященный написанию и преподаванию истории, доклад 2014г. о процессах увековечения памяти в постконфликтных и разделенных обществах в 2014 г. и т.д.[5]

В создавшихся условиях, когда историческая память сохраняется в основном путем передачи информации и увековечения некоторых событий в виде памятников, особенно возрастает роль стратегического партнера, как более мощного и крупного компаньона, способного обеспечить защиту взаимных интересов. Тем более, что современная глобализация содержит элементы идеологической, цивилизационной – духовной и культурной – экспансии. Это явление, как правило, отражает национальные интересы воздействующей страны и тем самым может нанести урон государству или обществу, подвергающимся этой экспансии. В этой связи в 21-ом веке-эпохе инновационных технологий и доминирования цифровой информации возникает необходимость формирования общего информационно-интеллектуального пространства, на основе общих исторических ценностей и приоритетов, исторической памяти народов, так как взаимодействие разных цивилизаций в режиме диалога создают благоприятные условия для развития и целевого распространения собственного духовно-культурного контента. Благодаря консолидирующим событиям прошлого в сознании значительного числа армян Россия по-прежнему выступаетсоюзником, поддерживавшим армянский народ в течение последних двух столетий. Тем самым минимизируется влияние травмирующих событий, использующихся в качестве основы для политических манипуляций. Этому способствует и воздвижение памятников на территории РФ, посвященные тому ли иному историчекому событию в жизни народов двух государств. Наиболее значимыми из них на наш взгляд являются, например,церковь/придел Григория Просветителя в храме Василия Блаженного в Москве, памятник армянскому алфавиту в Ялте[6], памятник Месропу Маштоцу в Сочи, “Единый крест” в Москве, многочисленные памятники маршалу Баграмяну, Айвазовскому и другим выдающимся сынам Армении в разных уголках России. Армения традиционно продолжает придавать большое значение сотрудничеству с Россией в оборонной, военно-технической и энергетической сферах, в сфере задействования транспортных маршрутов, в вопросах региональной стабильности и безопасности, в деле улучшения правового статуса граждан Армении, проживающих в России. Стратегическое партнерство Российской Федерации и Республики Армения на сегодняшний день переживает очередной этап своего развития, который выделяется сложными процессами синхронизации собственных национальных интересов с интересами региональных и мировых акторов системы международных отношений. Россия и Армения союзники, стратегические партнёры, связанные многими договорённостями в области безопасности.Исходя из всего этого, Россия должна учитывать геополитические и стратегические интересы своей союзницы Армении, тем более, что потеря Армении для России, чревата необратимыми процессами в регионе. Армения является важнейшим звеном в процессе формирования пояса добрососедства по периметру границ Российской Федерации, и в частности, устранении угроз национальной безопасности России, исходящих из так называемого ее «мягкого подбрюшья. В этом контексте в условиях тотальной либерализации и гибридных войн сохранение исторической памяти вытекает из долгосрочных стратегических интересов обоих государств и приобретает особое значение в силу своей безальтернативности.

 

[1]     Оганесян О.А., Армения и Россия: динамика и перспективы стратегического партенрства, Дис. … канд. полит. наук : 23.00.04 Москва, 2006 174 с. РГБ ОД, 61:06-23/191 http://www.dslib.net/glob-razvitie/armenija-i-rossija-dinamika-i-perspektivy-strategicheskogo-partnerstva.html

[2]     Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной безопасности между Российской Федерацией и Республикой Армения от 29 декабря 1991 г. // Дипломатический вестник. 1992. №2–3. //http://smpanel.pu.ru/panel/users/mesceryakov/2010%20-%20ВНЕШНЯЯ%20ПОЛИТИКА%20РОССИИ%20В%20ЗАКАВКАЗЬЕ.pdf

[3]Министр иностранных дел Армении участвовал в заседании Совета министров иностранных дел ОДКБ., 22 мая 2019г. // https://www.mfa.am/ru/press-releases/2019/05/22/fm_csto/9589.

[4]Официальный сайт Совета Европы // https://www.coe.int/ru/web/compass/remembrance :

[5]Официальный сайт ООН// История и сохранение памяти : толкование прошлого через призму культурны прав // https://www.ohchr.org/ru/special-procedures/sr-cultural-rights/history-and-memorialisation-narratives-about-past-examined-through-lens-cultural-rights.

[6]https://www.armmuseum.ru/news-blog/armenian-and-russian-alphabets-monument-yalta

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here