Цивилизационные основы армяно-российских отношений

0
64

Владимир Погосян

Преподаватель кафедры истории Армении и

обществознания Иджеванского филиала ЕГУ,

соискатель кафедры всеобщей истории ЕГУ

Доклад на Международной конференции

“Россия и мир. Диалоги 2023. Цели и ценности”.

Ереванский государственный университет,

25 мая 2023 года, четверг

В последнее десятилетие архитектура цивилизационного регулирования международных отношений претерпела значительные изменения. Однополярная система после «холодной войны» постепенно уступает место новому мировому порядку, формирующемуся в условиях конкуренции, сотрудничества и цивилизационных столкновений и диалога между различными центрами силы, и в этой глубине важность и актуальность изучения цивилизационных основ армяно-российских отношений бесспорно.

Многомерность и долгосрочная эффективность армяно-российских отношений обусловлена наличием цивилизационных компонентов.

Начиная с 17-18 веков цивилизационный выбор армянского народа был обусловлен прогрессивными целями и миролюбивыми устремлениями российского общества и, можно заметить, что на данном этапе объединение интересов армянства и российского миролюбия наилучшим образом способствовало формированию цивилизационного взаимодействия и сотрудничества в регионе, благодаря чему сплоченное присутствие армянства в результате прямых и косвенных процессов в Восточной Армении резко возросло.

В начале 18-го века ориентация армянской освободительной мысли сместилась в сторону России, и основная роль освобождения от османско-персидского владычества была отведена русским царям.

В результате объединения Восточной Армении с империей колониальные власти осуществили политику постепенной, компромиссной интеграции национальных меньшинств, в том числе армянства.

Согласно некоторым исследованиям, в процессе интеграции этнических меньшинств региона, в том числе армян, в русскую цивилизационную ось, выделялись два слоя: 1. местные жители, интегрированные в русское общественно-культурное пространство без этнической и конфессиональной принадлежности и 2. расширение российского социально-культурного пространства региона в связи с колонизацией и культурным «экспортом» российского населения в данном регионе.

Несмотря на использование огромных финансовых и людских ресурсов, попытки интеграции армянской сельской общины и простой общины в российское экономическое, политическое и общественно-культурное пространство не дали результата, поскольку у простой общины не было необходимого образования и среды (а также мотивации) для присоединения к российской общественно-культурной цепи.

В результате двух революций 1917 года была разрушена Российская империя, национальные окраины которой начали формировать основы для формирования независимых от центра государственностей, которые еще носили ценностное влияние бывшего цивилизационного центра.

Армянская государственность, Республика Армения, возникшая на руинах миллионов жертв Первой мировой войны, Геноцида армян, за два с половиной года своего существования не смогла создать «гармонического баланса (гомеостаза) внутренних компонентов и отношений с внешним миром», поэтому она должна была уступить место более жизнеспособной Советской Армении с революционным политическим мышлением, но ограниченными чертами национального суверенитета.

Действия советской власти и процесс государственного строительства, сложившиеся в результате политических переломов двух революций 1917 г., предполагали формирование качественно новой, но имперской системы ценностей. В основе двух революций 1917 г. лежала борьба за сохранение жизнеспособности и целостности государства, что требовало формирования новой, политизированной этнической единицы (советской общности/нации).

Начиная с 1920 года, вместе с провозглашением Советской Социалистической Республики Армения, советские армяне также прямо и косвенно подверглись идейно-политическому влиянию и добровольно/уговором/принуждением стали политической привязанностью и составной частью Советской России.

Помимо политического и экономического влияния, советский центр вел культурно-идеологическую пропагандистскую работу, объединяя общество вокруг новой политической и идеологической личности — «советского человека». Некоторые исследователи считают, что начиная с 1920-х годов в России и других советских республиках шел процесс мифологизации массового сознания, сакрализации государственного устройства, секуляризации «политической религии».

Советский Союз продемонстрировал неспособность эффективно реагировать на внутренние и внешние вызовы, в условиях сверхреалистичного силового императива и «системного страха» в отношениях общество-государство правящая элита продемонстрировала неспособность модернизировать советскую сосуществующую среду, в результате чего распад стал неизбежным.

С «перестройкой» Горбачева советское государство вступило в этап бесконечных политических кризисов, выход из которого горбачевская концепция не только не проявила жизнеспособности, но и заложила основы для возникновения различных проблем.

Принцип «восстановления демократическими методами, народом и для народа» вскрыл резервуар советских межэтнических противоречий, в результате чего на периферии и в центре гигантского союза началась социально-антибоевая эскалация, которая в конечном итоге ускорил процесс распада, проложив путь к образованию независимых государств.

В 1990 году 23 августа первая сессия новоизбранного Верховного Совета Армении приняла «Декларацию о независимости Армении», которой парламент республики объявил о начале процесса становления независимой государственности. Этот важный правовой документ, направленный на создание независимой республики, состоял из 12 пунктов и намечал основные пути политического, экономического и культурного развития Армении.

В документе закреплялось, что Армения-суверенное государство, наделенное верховенством государственной власти, независимостью, полноправием. На всей ее территории должны были действовать только Конституция и законы Республики Армения.

Внешняя политика Республики Армения была направлена на укрепление внешней безопасности страны, обеспечение внешних благоприятных условий для развития государства, представление позиций Армении на международной арене, повышение эффективности защиты интересов Республики и ее граждан за рубежом, дальнейшее укрепление сотрудничества с дружественными и партнерскими странами, а также урегулирование региональных проблем и формирование атмосферы сотрудничества.

1991 г. 29 декабря Б. Ельцин и Л. Тер-Петросян подписал «Договор о дружбе», который предусматривал сотрудничество не только в экономической сфере, но и в сфере безопасности.

После распада Советского Союза отношения между двумя странами развивались в стабильном русле (дипломатические отношения между РА и РФ были установлены 3 апреля 1992 года). Сформирована двусторонняя и многосторонняя политико-правовая договорная база (в настоящее время более 200 двусторонних документов). С подписанием договора «О дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи» в 1997 г.  и подписанной в 2000 году декларацией «О союзническом сотрудничестве между Республикой Армения и Российской Федерацией, направленной на 21 век», две страны перешли на более высокий уровень стратегических партнерских отношений. Армяно-российское стратегическое сотрудничество охватывает все направления повестки двустороннего сотрудничества, включая военно-политическую, экономическую, энергетическую, транспортную, гуманитарную и культурную сферы.

Ключевой частью отношений являются соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве, которые также имеют самобытное и цивилизационное обоснование. Наиболее интенсивное и взаимовыгодное сотрудничество в укреплении многовековой армяно-российской дружбы продолжилось развитием экономических и культурных связей. На протяжении веков представители разных частей армянского народа свободно интегрировались в великое русское хозяйство и экономические процессы, вносили свой неповторимый вклад в развитие и прогресс отдельных направлений российской экономики. Уникальную роль в рамках этого сотрудничества сыграла российско-армянская диаспора, отдельные ее представители вносили и вносят свой вклад в нерушимость двустороннего экономического сотрудничества.

Россия и российский рынок были основным направлением экономического развития армянского народа, оказавшегося в одном культурно-хозяйственном комплексе имперского, советского и постсоветского периодов.

Евразийская ориентация экономической интеграции Республики Армения была не только результатом симпатического, общекультурного выбора, но и результатом представления импульсных основ изменений экономических и геополитических процессов и возможных развитий.

3 сентября 2013 года президент Республики Армения Серж Саргсян объявил о решении Республики Армения вступить в Таможенный союз, предпринять необходимые практические шаги для этих целей, а затем участвовать в формировании Евразийского экономического союза. 29 мая на высшем заседании Евразийского экономического совета президенты государств-членов Таможенного союза и Единого экономического пространства подписали договор о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС), который вступил в силу с 1 января 2015 года.

В настоящее время в мире происходят интенсивные интеграционные процессы, и отдельные государства не могут обеспечить свою национальную безопасность, руководствуясь только своими внутренними интересами. Как определено в Стратегии национальной безопасности Республики Армения, «основными целями внешней политики Армении являются обеспечение суверенитета, безопасности и развития государства, а также создание наиболее благоприятной внешней среды для безопасности и благополучия страны и ее граждан. Во внешних отношениях Армения опирается на свою цивилизованную и демократическую систему ценностей, а также на логику постоянного развития взаимовыгодных и равноправных отношений со всеми государствами. Стратегия национальной безопасности четко определяет приоритет отношений с Российской Федерацией, подчеркивая, что «неуклонное углубление и расширение стратегически-союзнических отношений с Российской Федерацией в политической, торгово-экономической, оборонной, оборонной и культурно-гуманитарной сферах на основе об исторической дружбе народов двух стран».

Подводя итоги, можно констатировать, что интеграция Армении в Евразийский экономический союз расширила границы и перспективы развития армянской деловой и инвестиционной среды. Эти достижения также имеют цивилизационные предпосылки и последствия, с членством в Евразийском экономическом союзе РА включается не только в устойчивые экономические рынки, но и становится цивилизационной отправной точкой между Востоком и Западом.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here