Угрозы для существования реальной Армении

0
348

Арам Сафарян

Политический аналитик,

координатор Евразийского экспертного клуба

Газета “Азг”, 26 июля 2024 года, пятница

(перевод с армянского языка)

Одним из заявлений последнего времени, заставляющих думать, является то, что современная власть создает реальную Армению вместо Армении исторической. Тема реальной Армении, сама по себе, не нова. Об этом много говорили политические и общественные деятели первых лет независимой Армении. Развивать и продвигать эту тему сегодня невозможно без жесткого противодействия со стороны очень влиятельных сил внутри Армении и в диаспорах. Однако ясно, что эта новая, реальная Армения получит понимание и поддержку международных сил, занятых реальной политикой. Ниже представляем вниманию читателей нашу аналитику об идеологических и политических основах существования реальной Армении.

Можно ли преодалеть раскол между Арменией и диаспорами

На протяжении десятилетий было принято считать, что единство Армении, Арцаха и диаспор обеспечивали два столпа: борьба за международное признание и осуждение Геноцида Армян (вопрос справедливой компенсации за понесенный ущерб) и борьба во имя права на самоопределение армянского народа Нагорного Карабаха (вопрос признания независимости НКР). Эти две идеи казались очень сильными и способными объединять, в частности, диаспоральные структуры и направить их в сторону Армении и Арцаха. Сейчас трудно однозначно оценить, было ли достаточной поддержка диаспор Армении для поднятия и продвижения вперед этих двух вопросов? Но не нужно быть неблагодарным. Нужно понимать, что патриотически настроенные деятели и активисты диаспор изо всех сил трудились для помощи Армении и Нагорного Карабаха. Эта помощь поступала и в мирное время, и во время двух войн. Оставим в стороне также вопрос, каким образом Армения воспользовалась этой помощью и насколько эта помощь послужила своей цели. Это отдельный вопрос, который, если не обсудить принципиально, то невозможно будет извлечь уроки для будущего. Но сейчас задача другая. Руководители Армении говорят, что между Арменией и Турцией идет здоровое обсуждение, задача которого – урегулирование отношений, обмен дипломатическими представительствами и возобновление работы транспортных коммуникаций в результате открытия границ. Известны также сроки, когда это произойдет. Это будет сразу после того, как Азербайджан отправит сигнал Турции, а это, в свою очередь, произойдет после подписания мирного договора между Арменией и Азербайджаном (если это произойдет).

Диаспоральные структуры понимают, что Турция будет реализовывать одну из важных задач политики многих десятилетий – заставить Армению отказаться от намерения превращения вопроса международного признания и осуждения Геноцида Армян в приоритет внешней политики. До сих пор нет информации о том, что Армения уже уступила в данном вопросе. Однако ясно, что, переговаривая с такой сильной и большой страной, как Турция, без посредников и без поддержки мировых держав, власть Армении, хочешь не хочешь, должна будет уступить. В годы правления Левона Тер-Петросяна принято было говорить, что Армения хочет создать мирные, добрососедские отношения с Турцией без предварительных условий. Напомним, что со стороны Турции были, как минимум, два крупных предварительных условия. Первое – отказаться от политического курса международного признания Геноцида Армян, и второе – признать территориальную целостность Азербайджана и отказаться от продвижения вперед процесса независимости Нагорного Карабаха.

Как видим, реалией последних лет является то, что в результате хорошо и тщательно продуманных многоходовых операций Армения оставлена один на один против Турции и Азербайджана. В этих условиях надеяться на то, что кто-то поможет Армении с более удобных и удачных позиций переговаривать с Турцией и Азербайджаном полный примитивизм.

Как мы знаем, армянские диаспоры состоят из двух больших слоев: первый слой – это так называемые старые диаспоры. Это те армяне, которые утвердились в разных странах мира после армянского геноцида. Второй слой – новые диаспоры. Это армяне – выходцы из Армении Азербайджана, Грузии и России, которые обосновались в Европе, США, Канаде и Австралии. Они менее организованы, чем старые диаспоры, но взамен их связи с Арменией более крепкие и ежедневные. Вопрос гармоничного развития и сплочения этих двух частей армянских диаспор очень сложен. Национальные деятели в диаспорах денно и нощно думают о том, как найти приемлемые решения этого вопроса. После того, как Нагорный Карабах был опустошен в результате исхода карабахских армян, а Армения осталась одна против Турции и Азербайджана, кажется, что диаспорам остается только лучше самоорганизоваться для поднятия и решения общенациональных проблем в общинных кругах, внутри своих стран. Это полная победа турецкой внешнеполитической программы.

Что можно противопоставить азербайджанским националистическим агрессивным идеям?

Здесь не место представить подходы и позиции националистических кругов Азербайджана, которые почевают на лаврах победной войны. Мы только констатируем, что были правы те, кто на протяжении десятилетий утверждали, что, завоевав Нагорный Карабах, правящие националистические круги Азербайджана не удовлетворяться полученным, а различными путями будут пробовать развивать свой успех. Декларированы даже главные задачи – Зангезур, озеро Севан, Ереван и т.д. В этих условиях очевидно, что в Армении до сих пор не понята важность дипломатических инициатив, направленных на мир и региональную безопасность. Речь о том, чтобы найти в Армении людей, которые были бы способны системно работать с Азербайджаном над сверхсложными программами продвижения мирного диалога. Мы знаем, что в этом вопросе до последних лет были совершенно разные подходы в Армении и Азербайджане. В Армении всегда были широко мыслящие люди, которые, по бессмертному примеру Ованнеса Туманяна, думали о важности развертывания диалога во имя мирного сосуществования. В Азербайджане круг этих людей был очень узок и они были подавлены и изолированы. Взамен этого в Азербайджане правящей идеологией стал пантюркизм, который подчеркивает значение полной интеграции Турции и Азербайджана. Сегодня именно Азербайджан стал той страной, которая в наибольшей степени генерирует пантюркистские идеи, всемерно поддерживая турецких националистов и протягивая руку тюркским республикам Центральной Азии.

Что может сделать Армения? По нашему мнению, минимум, что она может сделать – разработать такие гибкие механизмы, которые способны помочь против вражды с носителями пантюркистской политики и не превратят Армению в мишень для общетюркской ненависти. Понимают ли это у нас? Что-то не видно. Правда, армянское общество в своем большинстве внешнюю угрозу оценивает очень адекватно. Однако не ясно, хватит ли ума и мудрости у наших политических технологов и идеологов для отхода от тех стереотипов, которые под влиянием внешних сил и давления были определяющими в прошедшие 70-80 лет? Этот, без преувеличения, политический класс, который, начиная с советских лет в Армении и в диаспорах продвигал идею о том, что армянство является живой дамбой на пути развертывания общетюркских идей сейчас должна просто молчать. Но можно ли позитивную начинку контента этих кругов мудрым образом использовать для недопущения ослабления армянского потенциала? Говоря о национальном потенциале, мы имеем в виду возможность армян мира помочь Армении сохранить многовековые думы и чаяния армянского народа и не допустить поползновений против Армении. Ведь Азербайджан не развязывает новой войны с Арменией не потому, что там начали любить армян, а по той простой причине, что боится быть изолированным со стороны западного мира. Во всяком случае, силами огромной армии дипломатов, политических деятелей, журналистов и людей других специальностей из больших и малых стран мира Азербайджан хочет выяснить одну вещь – можно ли Армению вернуть к положению 1918-1920гг., когда территория нашей страны, признанная Турцией, составляла меньше 10000 кв. км. Это есть подход пантуркистских элит Азербайджана в вопросе Армении.

Конкретные программы для нейтрализации больших опасностей

Вопросы Армении сегодня решаются без Армении. Это горькая правда. Армянской политической мысли, в лучшем случае, уготована роль местного локального фактора. Возникает вопрос, если внутренний армянский раскол уступит свое место диалогу, основанному на взаимном уважении интересов и их гармонизации, то можно ли нейтрализовать вышеназванные угрозы? Можем убежденно констатировать, что очень многие яркие представители разных народов с завистью говорили о превосходствах национального характера отдельно взятого армянина. Эти преимущества в самых трудных условиях поднимали армян со дна на серьезные высоты. Однако давно не секрет, что армяне в общности совершенно другие. Вообще, стоило бы начать серьезный внутринациональный диалог, пытаясь в последний раз мобилизовать ресурс армянского ума интеллекта и живучести для поставления на службу реальной Армении. Безусловно, нужен доверительный диалог с соседним Азербайджаном и Турцией. Но это ни в коем случае не из позиций сдачи на милость или за счет уступок в вопросах государственности. Кто такие люди, которые хотят убедить нас в том, что мы должны быть благодарны нашим соседям, если они оставят нам хоть какую-то Армению? Что это за маразм? В Армении говорят о чем угодно, кроме этих важнейших вопросах. Ясно, что тот, кто платит, тот и заказывает музыку. Именно поэтому, обращаем наш взор в сторону всемогущих заказчиков армянской музыки. Давайте вместе думать о жизнеспособности реальной Армении. Давайте предотвратим этот трагический процесс развала армянской государственности.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here