Эксперт: Соглашения Армении с ЕАЭС и ЕС не похожи друг на друга, но предоставляемые ими возможности можно рассматривать на одном уровне

0
286

АрмИнфо. Создание Евразийского экономического союза — это тот путь, который позволит его участникам занять достойное место во все более усложняющемся, высококонкурентном мире XXI века. Такое мнение в ходе пятого ежегодного заседания Евразийского экспертного клуба, конференции «Четыре года участия Армении в ЕАЭС:  реалии и перспективы Евразийской интеграции» выразил доктор экономических наук, профессор Татул Манасерян.

При этом он подчеркнул, что Армения вследствие выбора евразийского внешнеполитического вектора была вынуждена отказаться от подписания договора с ЕС в 2013г., при этом продолжая тесно сотрудничать с ним даже после вхождения в состав Таможенного Союза (ТС) и ЕАЭС.  По его словам, инициатива ЕАЭС была объективно назревшей и обуславливалась целым рядом факторов — многослойными и тесными связями в экономической, культурной, цивилизационной сферах, развитием на протяжении многих лет экономик стран-членов, как общего хозяйственного комплекса, что обеспечило относительную однородность технологического пространства, заложило основы производственной кооперации. <Евразийская интеграция — абсолютно современное начинание, отвечающее реалиям и духу XXI века, тенденциям укрепления регионального уровня глобального управления, развитие которых призвано заложить основы устойчивой саморегулирующейся международной системы>,- заверил Манасерян.

Очевидно, подчеркнул он, что страны евразийской интеграции и Европейский союз обладают уникальным набором взаимодополняющих преимуществ, таких как научно-технологические достижения, природные и финансовые ресурсы, территория, образование и квалификация населения. <Углубление партнерства между ними могло бы стать эффективным инструментом противодействия кризисным явлениям в мировой экономике, мощным источником развития. Евразийский экономический проект успешно стартовал. Эта инициатива обладает солидным потенциалом и прекрасными перспективами роста>,- заметил Манасерян.

При этом он подчеркнул, что на Западе проект ЕАЭС был воспринят не с положительной стороны, в то время как на Востоке, в том числе в Китае, Иране, Индии и других странах стали искать в этой инициативе возможности более тесного и взаимовыгодного сотрудничества.

Что касается Армении, то, по словам эксперта, некоторые западные дипломаты считают, что ее вступление в ЕAЭС чревато блокированием переговоров об упрощении визового режима с ЕС.  <Армении придется также забыть о кредите в размере 1,5 млрд евро, в выделении которого Евросоюз и без того отказал до лучших времен>,- заявил он, при этом подчеркнув, что формат членства Армении в союзе, считается наиболее благоприятным для экономического развития страны. Более того, подчеркнул Манасерян, он стал приоритетным направлением внешней политики государства. <При правильной организации и эффективной расстановке сил внутри структуры Евразийский экономический союз может стать важным проявлением регионализации на постсоветском пространстве — в противовес экономической и политической глобализации. А при проведении эффективной политики Евразийский экономический союз может превратиться в новый центр силы мировой экономики, что в свою очередь ускорит процесс образования многополюсного мира с активным участием новых его игроков>,- заверил он, при этом подчеркнув, что процесс евразийской интеграции Армении никак не противоречит стремлениям страны к европейской интеграции. При этом, как заметил Манасерян надо надеятся на понимание как со стороны Брюсселя, так и Москвы. Важно, подчеркнул он, что уже не ставится вопрос <или-или>.

<Не стоит забывать, что как Россия, так и Армения, Казахстан и Киргизия являются членами ВТО. Это очень серьезная организация, которая позволяет нам участвовать в любых интеграционных процессах на постсоветском пространстве. Создание Зоны свободной торговли в Мегри в декабре 2017г.важно как для Армении, так и для других стран постсоветского пространства>,- заявил Манасерян.  Соглашения Армении с ЕАЭС и ЕС не похожи друг на друга, но предоставляемые ими возможности, как заметил эксперт, можно рассматривать на одном уровне. <Через Армению Иран, с одной стороны, устанавливает связь с ЕАЭС, с Россией, с другой стороны — с Европой. У Армении, действительно, очень хорошие отношения с Ираном. Отсутствие большой инфраструктуры сегодня может стать либо препятствием, либо фактором, замедляющим процесс. У нас до сих пор нет железной дороги север — юг, туманна ее перспектива, не достроена также автомагистраль, без которой очень сложно все это воплотить в жизнь. Иран несколько раз на очень высоком уровне заявлял, что Армения может стать той дорогой, которая свяжет Персидский залив с Средиземным морем>,- подчеркнул он. По его словам, расчеты показывают, что Армения, импортирующая большие объемы товаров из РФ и других стран ЕАЭС и направляющая в прошлом в доходную часть бюджета средства от их растаможивания, потеряла большие суммы в виде госдоходов, что не позволит финансировать социальные, образовательные, медицинские расходы.

<С Европой проблема немного иная. Да, с ней у нас есть достаточно серьезные торгово-экономические связи. ЕС и входящие в него страны для нас — крупные партнеры, но это больше касается экспорта, чем импорта. Напомню, что несколько лет назад более половины армянского экспорта приходилось на ЕС, а конкретнее — на Бельгию (ювелирное дело, алмазообработка). Конечно, и такая зависимость для нас неприемлема, так как нужна диверсификация. Но все же, это экспорт (сейчас и продукция горнорудной промышленности), который предусматривает нулевые таможенные пошлины. И если мы увеличим объемы экспорта, хотя здесь есть проблемы с евростандартами и эта тема отдельного разговора, тем не менее, здесь не будут так ощутимы потери, как в случае с  импортом. Разумеется, если импорт начнет преобладать над экспортом, то здесь проблемы возникнут>,- заявил Манасерян.  При этом он подчеркнул, что в случае с ЕАЭС с учетом ряда импортируемых видов товаров, (начиная от природного газа, древесного материала, металлов, оборудования, продовольствия), у Армении неминуемы большие потери, которые нельзя не учитывать. <Возникает вопрос, чем мы должны компенсировать этот ущерб. Политический союз понятен, но без экономической базы, долгой жизни у ЕАЭС не будет.  В этом отношении было бы целесообразно вновь затронуть вопрос открытия железнодорожного сообщения через Абхазию и воссоздания индустриальных гигантов, которые смогут дживить экономику Армении и компенсировать бюджетные убытки>,- заявил эксперт, подчеркнув, что для ЕС Армения имеет абсолютное преимущество с точки зрения производства сельхозпродукции, поскольку в Европе осталось очень мало территорий, где возможно выращивать экологически чистую сельхозпродукцию.

<Это касается и нашего региона. Если не будет политических проблем, то Турция может стать большим рынком для армянской экологически чистой продукции не говоря уже об энергетике (у нас есть соглашение с Турцией на предмет экспорта 4,5 млрд кВт/часов электроэнергии из Армении, которое пока остается на бумаге по известным причинам). То, что у нас имеются довольно большие возможности в соседних странах, мы обнаружили недавно. Но Европейский союз выдвигает серьезные требования, особенно с точки зрения безопасности продуктов питания. Конечно, в Армении есть предприятия-экспортеры с богатым опытом деятельности, но речь идет о всей республике и о том, насколько готовы хозсубъекты выйти на европейские рынки>,- резюмировал Манасерян.

 

Finport.am

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here