«Необходимо углубление экономического и военно-политического взаимодействия с Россией»

0
471

«Риторическими призывами «инвестировать» вопрос не решится», — говорит в интервью «ГА» экономист Ашот ТАВАДЯН

«Экономика Армении в первом полугодии 2021 года в контексте членства страны в ЕАЭС» — этой теме была посвящена пресс-конференция, организованная Евразийским экспертным клубом и исследовательско-аналитической организацией «Интеграция и развитие». О том, каковы экономические тенденции, как позитивные, так и негативные, какие проблемы, задачи стоят перед армянской экономикой и на решении каких вопросов должен быть сделан акцент в первую очередь — наша беседа с доктором экономических наук, профессором, руководителем Центра экономических исследований, членом Евразийского экспертного клуба Ашотом ТАВАДЯНОМ.

— Если говорить об экономике Армении в контексте нашего членства в ЕАЭС, надо полагать, первое, что должно обращать на себя внимание, — это экспорт. О чем свидетельствуют цифры в первом полугодии 2021-го?

— О росте экспорта в страны ЕАЭС на 35,6%. Обратите внимание, что за первые 6 месяцев 2020 года экспорт в этом направлении снизился на 16,1%. В этом году мы стали больше экспортировать в Казахстан (с 2,3 до 4,9 млн долларов.), в Россию (с 280 до 380 млн долларов). В целом же в первом полугодии 2021-го по сравнению с тем же периодом прошлого года вырос экспорт руды цветных металлов (с 338,8 до 399 млн долларов). И эта та отрасль, на которую нужно обратить первостепенное внимание, я имею в виду развитие цветной металлургии. И, кстати, она же способна обеспечить новые рабочие места. А вот что касается экспорта драгоценных и полудрагоценных камней, то он сократился на 13,5%, равно как и экспорт табака, на 11,1%. Вызывает тревогу тот факт, что вот уже второй год у нас падает экспорт продукции легкой промышленности, тогда как сфера имеет все предпосылки к тому, чтобы выполнить роль локомотива для развития армянской экономики и опять же обеспечить открытие новых рабочих мест. По поводу импорта скажу, что за первое полугодие текущего года он вырос на 7,9% и сегодня в 1,59 раза превышает экспорт.

— Война, нестабильность на границах, неспокойная внешнеполитическая и внутриполитическая ситуация, проблемы безопасности, транспортные реалии и т.д. — все это вряд ли лучшим образом влияет на инвестиционную среду. Как сделать, чтобы обеспечить приток инвестиций в армянскую экономику?

— Ну уж точно не риторическими призывами. Есть проблемы, которые требуют конкретных решений. В Армении практически все рентабельные организации представляют собой закрытые акционерные общества. В условиях фактического отсутствия рынка акций, фиксирующих рентабельность направлений экономики Армении и открыто позволяющих направлять денежные потоки именно в эти сферы, весьма сложно обеспечить рост инвестиций. Отсутствуют ориентиры инвестиций. Крайне необходимо разработать административные и стимулирующие меры перехода закрытых акционерных обществ в открытые. Налоговая политика также требует усовершенствования, если мы хотим обеспечить приток инвестиций. Например, НДС в Армении составляет 20%, а в соседней Грузии — 18%, подоходный налог у нас 22%, в Грузии — 20%, налог на прибыль в Армении 18%, в Грузии — 15%. Понятно, что если мы будем понижать налоговые ставки, то нужно оптимизировать и затраты. Но факт тот, что этим нужно заниматься. Другой важный фактор — коррупция, высокий уровень коррупции всегда отпугивает потенциального инвестора. По индексу восприятия коррупции Армения занимает 60-е место, тогда как та же соседняя Грузия на 45-м месте. Мы должны как минимум войти в число 50 стран с низким уровнем коррупции. Очевидно, что на инвестиционную среду влияют цены на энергоресурсы. Мы разработали соответствующие предложения, которые позволят добиться оптимального сочетания в контексте рыночных и союзнических отношений с Россией.

— А какой вы видите роль государства в плане экономической политики?

— Предоставление налоговых льгот экспортерам — это раз. Армения — страна без выхода к морю, с небольшим населением и относительно ограниченными минеральными ресурсами, без грамотной налоговой политики нам будет сложно конкурировать на мировом рынке. Другой важнейший фактор — фактор безопасности: учитывая происходящие региональные и геополитические процессы, Армении нужно сделать упор на углубление экономического и военно-политического взаимодействия с Россией. Без модернизации и особенно кооперации экономики России и Армении практически невозможно также обеспечить экономическое развитие за счет военно-промышленного комплекса. Экономика военно-промышленного комплекса не только является основой коллективной безопасности, но и играет важную роль для роста занятости населения. В целом военно-промышленный комплекс прямо способствует и укреплению экономики.

— Как решать проблему коммуникаций в условиях агрессивных действий Азербайджана на границе и прямых угроз захвата территорий и новой войны? Собственно, захват уже осуществляется…

— Попытка Азербайджана решить вопрос коммуникаций исключительно в свою пользу ни к чему хорошему не приведет. В 9-м пункте заявления от 9 ноября 2020 года прописано, что «разблокируются все экономические и транспортные связи в регионе». Между тем на деле наблюдается обратный процесс. Заблокирована дорога между Варденисом и Мартакертом. И не только. В экономическом плане наиболее выгодно разблокирование дороги Иджеван — Казах, что напрямую свяжет Армению с Россией. В целом вопрос коммуникаций нужно решать комплексно, с учетом также открытия Абхазской железной дороги и железной дороги Гюмри — Карс. Крайне необходима активизация работы всех государств — членов ЕАЭС по решению проблем железной дороги через Грузию в Армению. С учетом того, что Казахстан и Беларусь имеют хорошие отношения как с Грузией, так и с Россией, целесообразно подключение этих стран к данному процессу. Возобновление движения по железной дороге через Грузию в Армению позволит значительно увеличить товарооборот ЕАЭС не только в Грузию и Армению, но и в Иран.

— Что скажете о представленной программе правительства?

— Можно написать хорошую, даже очень хорошую программу, указать 7% роста ВВП, 10% безработицы, но, если четко не указаны механизмы выполнения, причем поэтапно, целевые пункты программы, не отмечены средства, которые необходимы для их реализации, такая программа, конечно, имеет серьезный риск невыполнения. А конкретики я не увидел. Одна из наших главных проблем — низкая эффективность выполнения экономических программ и крайне низкая эффективность управления экономикой.

Как можно изменить ситуацию? В первую очередь как можно быстрее перейти к президентской форме правления (на 4 года, с четким указанием механизмов импичмента). Кроме того, по моему мнению, надо перейти к выборной системе, а не к назначению губернаторов областей. И повторюсь: у нас все программы будут оставаться на бумаге, если не указаны четкие механизмы их выполнения, не прописаны конкретные задачи и степень ответственности для каждого министерства, не обеспечена прозрачность. Посмотрите, что происходит в парламенте: приходит тот или иной министр, ему задают вопросы, он отвечает, и все это действо превращается в КВН какой-то, конкурс остроумия, причем, мягко говоря, не самого лучшего качества.

Так не должно быть: если министр отвечает на вопросы в парламенте, то мы должны понять, какие задачи были поставлены перед возглавляемой им сферой, как они выполнены, какова ответственность, результаты и т.д. В конце концов, общество имеет право знать, за что, скажем, премируют того или иного министра. Выполнил поставленные задачи, прибавил энную сумму к ВВП — пусть премируют. Но если этой связи нет, на каком основании премируют? Потому что человек хороший? Это не дело…

Голос Армении

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here