Экономический эксперт обозначила подходы по смягчению негативных антироссийских санкционных эффектов на экономику стран ЕАЭС

0
429

АрмИнфо. Доктор экономических наук, профессор, ведущий научный сотрудник Центра постсоветских исследований и Института экономики Российской академии наук Аза Мигранян обозначила подходы по смягчению негативных эффектов, которые передаются по открытым каналам связи экономического сотрудничества в рамках ЕАЭС.

Так, 6 апреля в ходе круглого стола на тему «Возможности и перспективы развития ЕАЭС после объявления коллективным Западом экономической войны России» Мигранян в первую очередь отметила эффекты первой реакции, которые возникли на фоне введения санкций против российской экономики. По ее словам, это связано с передачей негативных эффектов на поле инфляции и изменения валютных курсов, которые наблюдались впервые три недели после начала спецоперации России на Украине.

В этой связи экономист указала на достаточную ощутимость падения курсов национальных валют в странах региона. «Наиболее устойчивым курс оказался в Армении, а наиболее чувствительными оказалась валюта Казахстана, где произошло падение стоимости тенге на 18-19 %. Киргизский сом также потерял 12%. Это обстоятельство эксперт связала с меньшей прямой взаимозависимостью валютных рынков Армении и России, а сравнительная стабильность белорусского рубля объясняется тем, что Минск уже больше года сам находится под прямыми санкциями и здесь негативный эффект довольно таки клишированный.

По ее словам, второй фактор передачи негативных эффектов — это общая инфляция и рост цен на импортную продукцию, которая является довольно-таки мощным каналом для передачи так называемых <эффектов заражения>. Мигранян считает, что это связано с доминированием российской торговли и российских поставок во взаимной торговле в регионе стран ЕАЭС.

«Безусловно, эти два фактора побудили национальные правительства стран ЕАЭС предпринять активные меры по защите своих экономик. В частности, в Киргизии предприняты меры по квотированию, а по некоторым продуктам и по запрету вывоза из республики наиболее значимых продуктов — это в первую очередь мясо, зерновые и т.д.  Если говорить о валютной сфере, то там тоже были предприняты меры — переход на формирование валютного курса национальной валюты через Лондонскую биржу, то есть через т.н. <систему Нюрнберга>», — отметила экономист, при этом добавив, что эти действия, безусловно, будут несколько снижать темпы интеграционного взаимодействия.

Мигранян указала на объективность данного фактора, который нужно учитывать. Однако, по ее словам, меры, предпринятые другими странами, к примеру, в Армении наоборот демонстрируют активное желание правительства этой страны усилить интеграционное взаимодействие, так как здесь по системе мер стимулирования напротив — рассмотрен вариант, когда предполагается возможность выхода российских компаний на внешние рынки через территорию РА.

По ее словам, это было воспринято, в общем-то, достаточно оптимистично российским бизнесом, и в течение месяца наблюдался бум смены юрисдикций российских компаний и регистрации новых компаний — дочерних, независимых, которые позволяют продолжить внешнеэкономическую деятельность российского бизнеса, используя интеграционные механизмы.

Миграянн добавила, что аналогичные меры были предприняты в Кыргызстане, меж тем в Казахстане в меньшей степени. В этом ключе она указала на наибольшую зависимость казахстанской экономики от внешних факторов. В частности, капитализация основных компаний, которые образуют доход и которые относятся к нефтегазовому сектору, в большей степени осуществляется за счет западных инвесторов. И так сложилось, что даже государственные финансы и пенсионный фонд Казахстана в большей степени капитализируются на Европейских рынках.

«Поэтому зависимость Казахстана от Запада и обуславливает те заявления о том, что РК предпримет усилия, для того, чтобы следовать санкциям ЕС, и в целом коллективного Запада, в той мере, в которой они могут это позволить. Вынужденное стремление к определенному компромиссу будет тоже рассматриваться как некий сдерживающий фактор перспектив развития, но я полагаю, что этот геополитический шаг был в большей степени мерой вынужденной. По факту реальный бизнес и ассоциация предпринимателей Казахстана, наверное, одним из первых включились в систему наращивания взаимных отношений и усиления, и вхождения в логистические цепочки, которые сегодня пристраиваются, и конечно же здесь нужно понимать интерес бизнеса, который заинтересован в получении дополнительной прибыли и встраивании в новую архитектуру логистики, которая формируется на наших глазах», — сказала экономический эксперт.

В качестве двух основных актуальных международных экономических магистральных коридора Мигранян назвала «Восток-Запад-Восток» и конфигурации МТК «Север-Юг», которая в полной мере заработала. Однако, по ее словам, с учетом перспектив переориентации российского бизнеса на азиатские рынки, в частности Индию, страны Ближнего Востока, этот коридор будет приобретать еще большее значение.

«В данном контексте актуальным будет вопрос ускоренного решения трансрегиональной логистики в Армении, включая все те сложности, которые мы имеем по завершению кампании, связанной с конфликтом в Нагорном Карабахе. Здесь эти нюансы нужно учитывать», — сказала она.

Вместе с тем Мегранян также считает, что переход на рублевые расчеты, как было заявлено Сергеем Глазьевым — это около 70% — 100%, в общем-то, обнадеживает безопасность валютно-финансовой системы ЕАЭС, и уменьшает зависимость от внешних санкций и колебания валютных курсов, тем самым снижая негативные эффекты, передаваемые через потерю веса национальных валют и роста инфляции.

По ее словам, объединение или формирование собственных платежных систем также будут стимулировать интеграционное взаимодействие в финансовой сфере.

В заключение Мигранян отметила, что если будут выполнены все шаги, заявленные ЕЭК, то через 2-3 года будет сформирована качественно иная система экономических взаимоотношений в рамках ЕАЭС. По ее словам, это уже будет не просто торговая кооперация и интеграционное взаимодействие на общем рынке, а это уже будет кооперация общепромышленной и агропромышленной политик, предполагающая кооперацию в цепочках производства. По ее словам, это гораздо ценнее с точки зрения реальных эффектов интеграции и получения синергии от этого взаимодействия.

Мигранян также указала на важность учета и взаимного компромисса в ЕАЭС с точки зрения текущей ситуации и минимизации негативных факторов давления на российскую экономику. По ее словам, без учета этого, сложно представить оптимистичное развитие ЕАЭС. «Последнее заседание глав правительств Евразийского союза свидетельствует о наличии такого взаимопонимания между странами и это вселяет определенный оптимизм с тем, что Союз выстоит», — подытожила она.

Arminfo

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here