Армения и Россия нуждаются в новом стратегическом (в том числе – в военном) союзе

0
404

ВЛАДИМИР ЛЕПЕХИН

Директор Института ЕАЭС

кандидат философских наук,

соучредитель Евразийского экспертного клуба

 

Выступление на Круглом столе “Актуальные вопросы

армяно-российского стратегического союза

перед лицом угроз и вызовов современности”

Ереван, гостиница “Ибис”, 19 марта 2021 года, пятница

 

Хочу всех участников нашего Круглого стола поздравить со вчерашним решением Премьер-министра РА о проведении в Армении внеочередных парламентских выборов. Погалаю, в связи с этим, что наш Круглый стол – первое масштабное публичное мероприятие, которое призвано отреагировать на решение Премьер-министра конкретными и позитивными рекомендациями.

Две-три недели назад ваш покорный слуга дал серию интервью для армянских СМИ, где охарактеризовал ситуацию в Армении как состояние пата. В чем выражается этот пат? С моей точки зрения, общество армянское находится сегодня в состоянии сильнейшего стресса, оно расколото, но основные стороны конфликта не способны на решительные шаги. Военные и поддерживающая их оппозиция были не способны на государственный переворот или хотя на формирование альтернативных органов власти. Никол Пашинян был не готов пойти на уступки оппозиции и, в частности, объявить внеочередные парламентские выборы.

Возникал вопрос – как выйти из этого состояния. Несколько дней назад автор этого доклада дал интервью изданию «Голос Армении», где еще раз подчеркнул, что выход РА из состояния пата – это все-таки внеочередные парламентские выборы.

Вчера такое решение было принято, то есть в армянском обществе возникла новая ситуация, когда появляется шанс движения РА к выходу из патовой ситуации, и сегодня мы призваны обсудить эту новую ситуацию и должны ответить на вопрос – «Что делать Армении в ближайшие полгода-год и на перспективу?»

Но сначала я все-таки выскажу несколько суждений о состоянии армянского общества, как стороннего наблюдателя.

Есть такое понятие – «общество травмы», общество, находящееся в состоянии стресса. Очевидно, что армянское общество сегодня находится в состоянии сильнейшего стресса. Оно больнО так называемым посттравматическим синдромом, когда все понимают, что Армения столкнулась с почти катастрофой. С другой стороны, армянское общество реагирует на последствия этой катастрофы в целом неадекватно. Рациональные решения в такой стрессовой ситуации в стране не работают, работают только эмоциональные. Ну и трезвый и профессиональный политический анализ, похоже, никому ничего не дает, поскольку армянское общество не реагирует на рациональные объяснения. Тут требуется психоанализ. Попробуем, в связи с этим, высказать несколько тезисов с точки зрения психоанализа нынешнего армянского общества.

Известно, что психоаналитик помогает больному избавиться от иллюзий и осознать правду, реальность. И, в частности, осознать, чем пациент болен.

Но в чем выражается сегодня главная болезнь армянского общества?

С моей точки зрения, она выражается, в первую очередь, в неадекватности представлений о реальности и в кризисе некоторых иллюзий, в нежелании признать этот кризис или даже крах названных иллюзий. Правящая группа не желает признавать, что ее внешнеполитический курс во многом ошибочен, если не преступен по отношению к своей стране. Оппозиция не готова признать, что у нее нет видения пути развития РА, нет ресурсов противостоять правящей группе, и что нужно перейти к другой тактике своих действий.

Словом, в армянском обществе нет четкого, правдивого и однозначного ответа на вопрос – в чем состоит нынешняя бедаАрмении и, соответственно, нет ответа, как эту беду преодолеть…Армянское общество занято в основном поиском виноватых за поражение РА в карабахской войне, но не осознанием беды.

Более того, в этом поиске виноватых звучат разные ответы. Вы их знаете. Кто-то считает, что во всем виновато правительство РА, кто-то — что виновата Россия. И мало кто осознает и четко говорит о том, что главных виновников три:

— глобальные силы, разыгравшие армяно-азербайджанскую карту;

— агрессор (Азербайджан и Турция);

— виновато также то состояние неопределенности, разобщенности и неадекватности, в каком оказалось армянское общество в целом, за что несут ответственность все: и Пашинян-Саргсян-Кочарян, и все политические силы страны, вся армянская элита.

Какую работу должно проделать армянское общество, чтобы преодолеть неопределенность, разобщенность и неадекватность?

Прежде всего, оно должно перестать искать виноватого и должно начать говорить о беде. Осознать уровень беды. Сказать самим себе правду.

Какую правду мы должны осознать об общей беде?

Во-первых, в войне пострадали три её участника: и Армения, и Арцах, и Россия. То есть, нынешняя ситуация в регионе — это общая беда Армении, Арцаха и России. И никто ее не решит, кроме нас.

Во-вторых, военный альянс Армении, России и Арцаха оказался неэффективным. Этот альянс оказался неспособным действовать решительно и слаженно в экстремальной ситуации. Он оказался недееспособным действовать на опережение. И, вообще – альянса, по сути и на самом деле, не было. Все три стороны этого альянса действовали разрозненно – в отличие от альянса противника.

В отличие от противника, у нашего альянса не было ни общих целей, ни понимания общего врага, ни стратегии войны. Армянское руководство не имело военных обязательств по отношению к Арцаху, не имело стратегических договоренностей с Россией, рассматривая присутствие российских военных в Арцахе как обстоятельство, а не как реальный ресурс.

Соответственно, у России не оказалось четких обязательств перед Арменией, не оказалось понимания того факта, что Армения – это ресурс для укрепления своего влияния в регионе.

Какой отсюда следует вывод? Главный вывод такой: Россия и Армения нуждаются в создании военного альянса и пересмотру основ своего военного союза. В принятии нового договора о военном сотрудничестве и стратегическом взаимодействии.

Каково основное условие для пересмотра содержания военного союза РА и РФ? Это условие – приведение в соответствующий вид политической системы общества. Невозможно заключить новый военный союз между Арменией и Россией, когда в РА слишком сильны разногласия во власти и когда в РА сформирован такой Совет безопасности, который блокирует развитие данного союза.(Не нормально, когда в СБ Армении имеются люди, которые рассматривают сотрудничество с НАТО как приоритетное направление своей деятельности. Соответственно, не нормально, когда в Совете безопасности России имеются люди, для которых решения Лондона являются более важными, чем интересы армянского народа).

И вот здесь мы подходим к ситуации с внеочередными парламентскими выборами.

Считаю вчерашнее решение премьер-министра Армении Никола Пашиняна абсолютно правильным. Выборы дают всем сторонам этого процесса шанс перейти от слов к делу, от противостояния к формированию и проведению конкретных политических акций.

Как я вижу три главные задачи предстоящих парламентских выборов?

Первое: выборы должны занять элиту делом – вырвать ее из состояния посттравматического синдрома;

Второе — не дать обществу погрузиться в деструктивные сценарии;

Третье: выборы позволяют перезагрузить армянскую политическую систему и придать ей новые импульсы развития.

В каком направлении требуется перезагрузка политсистемы РА?

а) формирование нового правительства – с участием оппозиции, в том числе – новых сил;

б) проведение в стране Конституционной реформы, результатом которой должны стать:

— переход к президентской республике;

— усиление Совета безопасности страны; Выход СБ в принятие принципиально новой военной доктрины и концепции внешней политики

— новый военный альянс с Россией и другие договоренности с РФ стратегического свойства.

Не буду раскрывать, в чем должен состоять новый военный альянс. выскажу только несколько аксиом-выводов, которые предлагаю обсудить в ходе нашего Круглого стола

Первая аксиома заключается в том, что противники России и Армении, планируя военную операцию против Арцаха воспользовались отсутствием четких обязательств между РФ и РА.

Вторая аксиома состоит в констатации того факта, что противники РФ и РА воспользовались тем, что в районе армяно-иранской границы, к Югу от Карабаха (то есть на направлении главного удара не было ни дееспособных армянских военных формирований, ни российских военных. Если бы там была российская военная база, а не только в Гюмри, она бы могла сорвать наступление азербайджанских военных на Шуши и в сторону лачинского коридора.

Третью аксиому я вижу в том, что противники РФ и РА продолжают усиливать свое присутствие в регионе ивлияние в Арцахе и что они не остановятся, если их не остановят общими усилиями Армения и Россия.

Четвертую аксиому я вижу в том, что в армянском обществе в среде политических сил, выступающих за более прочный союз с ЕАЭС и Россией, все более популярной становится идея цивилизационной общности РА и РФ, что дает нам основания сформировать новую политическую платформу республики на принципиально более высоких цивилизационных основаниях.

Предлагаю участникам Круглого стола обсудить высказанные мной тезисы; еще раз повторю, что с сегодняшнего дня мы все с вами должны учитывать новую, предвыборную ситуацию в армянском обществе, которая открывает перед нами новые возможности.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here