Идет двусторонний негативный процесс, и его надо остановить

0
116

С 3-го места на 10-е за три года: Армения в рейтинге дружественности к России

В 2024-ом коммуникационный режим Армении с Россией будет оставаться противоречивым и наиболее изменчивым на постсоветском пространстве, – констатируют эксперты.

В конце февраля сего года российский Национальный исследовательский институт развития коммуникаций (НИИРК) презентовал результаты исследования на предмет рейтинга дружественности коммуникационных режимов постсоветских стран за 2023 год – подобное исследование НИИРК проводит уже третий год подряд.

ПО ИТОГАМ МОНИТОРИНГА ЗА ПРОШЛЫЙ ГОД ДЕСЯТЬ СТРАН ВОШЛИ В СПИСОК дружественных коммуникационных режимов (Южная Осетия, Беларусь, Абхазия, Кыргызстан, Таджикистан, Узбекистан, Азербайджан, Казахстан, Туркменистан, Армения), одна была квалифицирована как относительно дружественная (Грузия) и пять оказались на последних позициях рейтинга с отрицательными показателями (Украина, Латвия, Литва, Эстония и Молдова).

А вчера с участием армянских и российских экспертов в режиме онлайн круглого стола прошло обсуждение по теме «Рейтинг дружественности постсоветских стран к России – 2023. Коммуникационный режим Армении».

Открывая дискуссию, директор Центра российских исследований ЕГУ, координатор Евразийского экспертного клуба Арам САФАРЯН обратил внимание на факт очевидного ухудшения армяно-российских отношений. Если в рейтинге дружественности по отношению к России, Армения в 2021 году находилась на третьем месте, то в 2022 году она уже была на пятом месте, а по итогам 2023 -го и вовсе передвинулась на десятое место.

«Столь драматичная статистика свидетельствует об опасности дальнейшего ухудшения армяно-российских отношений, причем если процесс будет идти такими темпами, Армения просто может выпасть из списка дружественных России стран, а это чревато очень серьезными угрозами как основам стабильности и безопасности нашей страны, так и региона Южного Кавказа в целом. Нельзя этого допустить, — отметил Арам Сафарян. – Второе, о чем нам нужно серьезно думать – о перезапуске всего комплекса отношений между Арменией и Россией, нахождении и укреплении точек соприкосновения армяно-российского взаимодействия, способных повысить место Армении в рейтинге, который уже традиционно будет представлен по итогам 2024 года. Мы должны понимать, что речь идет не просто о цифрах, а о глубинном интересе нашего народа, понимании исключительной важности армяно-российских отношений в контексте исторических судеб армянского народа».

Технологии, апробированные в Прибалтике, Украине, применяются к Армении

По словам замдиректора НИИРК, руководителя исследовательской группы, доктора социологических наук, профессора Валентины КОМЛЕВОЙ, происходящее в Армении сегодня является неким аналитическим кейсом для большинства экспертов в плане попыток понять, как получилось столь быстрыми темпами перепрошить общественное мнение, насколько быстро возможно и возможно ли вообще переформатировать общественное мировоззрение.

«Я ГОВОРЮ ИМЕННО ОБ ОБЩЕСТВЕ, А НЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ ЭЛИТАХ, — подчеркнула Комлева. – Армянский кейс демонстрирует, как наиболее эффективные технологии воздействия на общественное сознание, в свое время примененные в странах Прибалтики, на Украине, сегодня с еще большей интенсивностью применяются к Армении. А также к Молдове. Мы иногда сравниваем Армению с Грузией и думаем: почему грузинское общество, несмотря на мощную информационную работу, которую с ним проводят западные институты, все же не отвернулось от России, почему оно не пошло пути Прибалтики. Более того, сегодня в Грузии мы наблюдаем стремление к рациональному, а не эмоциональному переосмыслению российско-грузинских отношений. При этом грузинские эксперты приводят пример Армении, которая может пойти не по их сценарию, а по сценарию, который сложился в Прибалтике, в Украине».

По словам Комлевой, один из ключевых факторов, влияющих на рейтинг – поколенческие изменения, трансформации в политических элитах, когда к власти приходят новые политические элиты, не участвовавшие в договоренностях 90-х годов, не несущие ответственности за те модельные отношения, которые закладывались в то время. В числе иных факторов – обострение конкуренции, скажем так, культурно-цивилизационных миров (российского, тюркского, западного, арабского, иранского, и т.д.), претендующих на свое влияние на той или иной территории, рост влияния экономических коммуникаций, переосмысление отношений с Россией на прагматической, рациональной основе (опять же показателен пример Грузии).

«Сейчас идет большая ломка. Армения здесь классический пример, — отметила В.Комлева. – Мы видим, какими темпами возрастает ее недружественность, причем на политическом уровне. При этом, очень разнятся ожидания армянского общества от России и политической элиты. Не все политические решения поддерживаются армянским обществом, поэтому мы для себя фиксируем раскол между позицией общества и позицией элиты. В то же время события конца 2023 года и начала 2024-го дают нам основание полагать, что западные консультанты, которые работают в Армении, и ее нынешнее руководство осознают этот раскол в позиции общества и несогласие большей части общества с позицией действующей власти. Они это понимают, и мы видим, как активируются социальные технологии, в первую очередь, когнитивной войны, и технологии, которые будут запущены через институт социализации в 2024 году – скорее всего с сентября через систему образования. Все это будет направлено на то, что обеспечить бесповоротное изменение позиции армянского общества в отношении России. Конечно, будет жаль, если Армения пойдет по этому пути. Да, сейчас есть раскол, но это не значит, что через какое-то время под влиянием различных технологий общественное мнение полностью не сменится на антироссийский».

Между тем, по словам Валентины Комлевой, в Армении вышеупомянутый раскол наблюдается также внутри силовиков – при оценке реальной способности новых внешнеполитических партнеров Армении обеспечить ее безопасность.

«То есть раскол возникает на основании того, что новые партнеры, по мнению части силовиков, не в состоянии реально обеспечить безопасность Армении, безопасность в регионе теми силами, которые предлагают сегодня свои услуги Еревану. Так или иначе, высока вероятность того, что в 2024 году коммуникационный режим Армении с Россией будет оставаться очень противоречивым и наиболее изменчивым на постсоветском пространстве», — заключила социолог.

Если негативный процесс не остановить, это приведет к разрушению армяно-российских отношений

По словам социолога, академика НАН РА Геворга ПОГОСЯНА, о том, что в Армении активными темпами идет переформатирование общественного мнения, эксперты говорили и предупреждали давно.

«ОДНАКО ЭТО КАСАЕТСЯ НЕ ТОЛЬКО АРМЕНИИ, НО И САМОЙ РОССИИ, — сказал Погосян. – Думаю, мы должны сделать акцент на двусторонность. Понятно, есть отношение Армении к России, но ведь есть и отношение России к Армении. Мы должны принимать во внимание двусторонний уровень восприятия, и было бы очень полезно в этой связи хотя бы раз в год проводить опросы общественного мнения как в Армении, так и России.

Также очевидно, что для Армении сегодня фактор безопасности выходит на первый план, Конечно, экономика важна, но при нынешних реалиях и угрозах, приоритет безопасности не вызывает сомнений. И в этом контексте стоит учесть тревожную тенденцию: если раньше Россия как союзник и партнер по безопасности была на первом месте для Армении, то сейчас она на четвертом месте – после Франции, Ирана и США. Что на самом деле очень странно, потому что ни одна из этих стран никаких обязательств по безопасности Армении на себя не брала и не берет. И не собирается брать. Поставки отдельных видов вооружения ни о чем не говорят».

Что же касается переформатирования общественного мнения в Армении, роли в этом процессе всевозможных НПО, то, по словам Погосяна, ни для кого не секрет, что Запад на это тратит колоссальные суммы.

«Миллионы долларов ежегодно тратятся на развитие «демократии», СМИ, НПО, хотя ясно, что в реальности речь идет о переформатировании общественного сознания на западный вектор. С российской стороны этого нет – почему, не знаю. Но получается одностороннее воздействие. И если так дальше будет продолжаться, может дойти до полного разрушения армяно-российских отношений. Причем со своей стороны мы фиксируем и изменение отношения в России к Армении на уровне телевидения, медиа, СМИ. То есть идет двусторонний негативный процесс, и его надо остановить, иначе он будет углубляться, — подчеркнул Г.Погосян».

Если есть стремление решить проблемные вопросы с Россией, то это делается по-другому

«Что сегодня происходит? Мы видим ситуацию с российскими пограничниками, которых выдворяют из аэропорта «Звартноц», наблюдаем переговоры по межгосударственному соглашению вокруг российских телеканалов в Армении, поступила информация о том, что с 30 марта банки Армении прекратят обслуживание карт «Мир», — отметил политолог, председатель Международной общественной организации гуманитарного развития Арман ГУКАСЯН.

— СЕЙЧАС ИДЕТ ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННАЯ ПОЛИТИКА ПО ВЫТЕСНЕНИЮ РОССИИ ИЗ АРМЕНИИ И ИЗ РЕГИОНА В ЦЕЛОМ. И величайшая наивность – думать, что политика нынешнего армянского руководства в отношении России – это результат каких-то действий со стороны России, как это зачастую преподносится общественности. Да, у нас много вопросов к России, как и у России к нам, но ведь эти вопросы могут решаться совершенно в других форматах. Для этого существуют дипломатические каналы, иные инструментарии. Но то, что происходит сегодня и делается открыто, имеет целью не прояснить вопросы с Россией и решить их, а именно испортить, разрушить отношения. И дальше будет хуже».

По мнению Гукасяна, отвечая на вопрос «что делать», нам нужно понять, что рассматривать армяно-российские отношения так, как мы это делали 5-10 лет назад, ошибочно, учитывая геополитические изменения в мире, отношения между Россией, Турцией и Азербайджаном, которые болезненны для нас. Но при всем том, мы должны учитывать, что у России тоже есть свои интересы…

«Эмоциональное восприятие армяно-российского контента только ухудшает наше положение в регионе и в мире, — считает политолог. – Хотелось бы, чтобы наши диалоги с Россией на любых площадках, на любых уровнях были предельно открытыми, но не носили эмоциональный характер. Мы должны уяснить, что Россия для нас приоритет, потому что безопасность для нас важнее всего. Запад открыто говорит, что он не будет обеспечивать безопасность Армении, западные аналитики предупреждают, что Армении не следует выходить из ОДКБ. Одно это уже свидетельствует, согласитесь о многом…»

Голос Армении

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here