Время реальных, а не фиктивных реформ

0
403
За последние годы, перед Арменией и ее экономикой встало много вопросов и проблем.
По прошествии 8 лет после кризиса 2008 года, сохраняется высокий уровень безработицы, нищеты и бедности. Что особенно беспокоит, это формирование социальной структуры прекариата — хорошо управляемой прослойки людей, не имеющих постоянной работы или перебивающихся непостоянными заработками. Феноменом нашего общества стали “работающие бедные”.
Уровень бедности в 2014 году в Армении, согласно Всемирному банку, составляет 76% ее населения (т.е. те, кто в день тратит меньше 5 долларов), 26% которых тратят в день меньше 2.5 доллара.
Экономика страны в состоянии стагнации, структурной деградации, с углубляющимся экономическим отставанием от других стран. За 25 лет реформ, Армения построила примитивную модель сырьевой экономики, к тому же — во многом зависящую от переводов армянских гастарбайтеров и диаспоры из-за рубежа. Экономическая деструкция царящее в обществе и достаточно архаичная общественная система не позволяют Армении надеяться на глубинную модернизацию. Для развития, у страны, в отличие от других стран, нет собственных ресурсов. Единственный, оставшийся у Армении ресурс, это эффективные рыночные институты и методы управления, а также человеческий капитал.Поэтому критерием нашей экономики должна стать не просто рост ВВП, а, прежде всего, эффективное управление ресурсами. 
Мы исходим из безусловного факта, что будущее процветание нашей страны и нации зависит от проведения глубоких институциональных реформ и внесением качественных изменений в структуру экономики. Это возможно, если наше общество освободиться от истощающей ее коррупции и общественной раздробленности по линии углубляющегося социального разрыва. У дорвавшейся до прямой власти клепто-олигархической псевдоэлиты, есть свое понимание “экономической политики”. В нашей стране, нужно едва ли не в пожарном порядке строить работающие механизмы власти, когда культура и великое искусство государственного управления сведено до уровня плинтуса и оголтелого казнокрадства.
Новое правительство Армении, во главе с Кареном Карапетяном, предполагает в ближайшее время представить общественности свое видение развития республики, и тех реформ, которые так актуальны для нашей страны. На наш взгляд, это должен быть общественный проект, направленный на консолидацию социума вокруг общих целей безопасности, развития и идеологии национального общего блага. В рамках этого проекта потребуется разработать стратегический план модернизационного, устойчивого и динамично ускоренного развития страны. Это следует сделать в условиях консенсуса и совместной деятельности общества и экспертного сообщества, с одной стороны, правительства и руководства страны, с другой.
Ключевым звеном стратегического плана должны стать комплекс мероприятий (бюджетная, денежно-кредитная, налоговая, внешнеэкономическая, конкурентная, институциональная), направленные на полную и безусловную реализацию правительственных постановлений и законодательных актов, по развитию экспортно-ориентированной промышленной политики. 
Многолетняя статистика выявляет, что в нынешней структуре экспортно-ориентированной промышленности лежит без глубокой обработки продукция горнодобывающей промышленности и традиционные отрасли обрабатывающей промышленности: производство пищевых продуктов, напитков, табачных изделий и ювелирных изделий.
Очевидно, надо поддерживать экспорт традиционных изделий и продукции. Но в перспективе, в составе готовой экспортируемой продукции должны быть широко, и достаточно высокой долей представлены высокотехнологичные, инновационно-промышленные изделия, как результат научных изысканий и инженерных разработок, произведенных в Армении.
Вот как на этот счет выражается в интервью газете «Ноев Ковчег» главный редактор ИА REGNUM Модест Колеров:
Создание большого числа рабочих мест, создание производств, производящих товары с большой добавленной стоимостью и одновременно — удобных для транспортировки на экспорт, то есть всего, что …может дать работу квалифицированным специалистам, которым для создания продукта достаточно компактного технологического оборудования. 
С такими пожеланиями, обсудим текущее положение дел в стране по исполнению подобной экспортной политики.

Политико-экономические аспекты 

Вот, как характеризует складывающую ситуацию в мировой экономике глава Центра стратегических разработок, экс-министр финансов Алексей Кудрин, выступая на Московском финансовом форуме:
Мы отстаем по технологическому развитию и по инновациям. … в ближайшие 20 лет будет создана новая модель мировой экономики, и каждая страна должна к этому готовиться. … Мы сегодня стоим на заре новой технологической революции … Мы должны понимать, что в повестке всех стран структурные реформы …. Все понимают, что мы отыграли прежнюю модель мировой экономики. 
Действительно, Россия несравнима с Советским Союзом. И экономика России продолжает падать и ситуация не улучшится и в этом году. Но Россия, осталась великой мировой державой, но только, временно пришедшая в упадок.
И поэтому, некоторые из экспертов, политических деятелей, относительно небольшая группа лиц, получая значительную западную материальную поддержку, представляя свои позиции по армяно-российским отношениям, склонной к эпатажу и приправленной антироссийскими фобиями, имея прямой целью, per fas et nefas, повысить градус информационной войны против России, особый упор делают на том, что:
После вступления в ЕАЭС … Армения является колонией технологически отсталой страны. Не надо обуславливать развитие Армении и выход на внешние рынки Россией. Российский рынок в долгосрочном плане не перспективен для Армении. 
Но неужели текущие проблемы в экономике России, ее настоящее технологическое отставание от западных стран, и результаты “геополитической катастрофы распада СССР”, это повод, чтобы “… как можно раньше выйти из ОДКБ, ЕАЭС и интегрироваться в атлантические структуры”?
Я не согласен, с подобной постановкой вопроса, поскольку, в основе такого подхода, к фундаментальным вопросам установления и сохранения союзнических отношений, лежит краткосрочное и среднесрочное видение проблемы. Это, по крайней мере, не по-товарищески, недальновидно и, к тому же, опасно.
Недальновидно, потому что, игнорируются очевидные факты и процессы, идущие в мире.
Так, по мнению политических экспертов, саммит G20, который состоялся в текущем году в Китае 4-5 сентября, показал, что, во-первых, не оправдался тезис о международной изоляции Москвы. Во-вторых, происходит смещение мировых политических полюсов и формирование новой геополитической реальности, в которой гегемония США осталась в прошлом.
Кроме того, ведь не секрет, что “руководство России может приступить к пересмотру российской Конституции, которую страна получила после уничтожения СССР и получения Россией статуса западной колонии при Ельцине и младореформаторах”. И, чтобы не повторять трагических ошибок прошлого, она перейдет к совершенно новой системе стратегического управления государством, которая бы отвечала требованиям конкуренции с другими управляющими центрами мира.
Решать подобные, геополитические задачи, со слабой экономикой, невозможно; идти по инерции, это значит идти к катастрофе. Поэтому, в России предпринимаются серьезные шаги по диверсификации экономики, преодоления ее сырьевой направленности, перехода на новый уровень технологического развития. Потребуется встать на путь сверхиндустриализации, и прорыва в будущее.
Опасно, потому что нам надо защищать Арцах, и это извечная задача Армении. Это во-первых. И во-вторых, по факту, как пишет газета The Washington Post, расширяющихся серьезных действий Запада против России по всем направлениям, нам не следует, подобно Грузии и Украины становиться “полигоном демонстрации российских и американских сил”. Инстинкт самосохранения армянского общества, послужит своеобразным “тормозом” для любых катастрофических событий смены политического курса.
Никто не возражает против донорской помощи от Европейского союза в “миллиарды евро инвестиций на строительство дорог и оросительных систем. деньги на автомагистраль Север – Юг”. Нам, все это необходимо. Надо сохранить и углубить экономические, образовательные и культурные отношения со странами Запада, с англосаксами и странами Евросоюза.
Однако …
Недавно правительство Арцаха проявила инициативу, и пригласила группу общественных деятелей, в основном, из Армении, в Нагорный Карабах, чтобы они смогли познакомится с работами, которые проводятся на передовой. К каким выводам пришли эти деятели:
Армянская армия должна быть основным заказчиком армянского научно-технического потенциала. … связка армия-наука, армия-технологии должны быть быстро установлены, насколько это возможно, и по возможности в полном объеме. 
По данному вопросу, замминистр обороны, председатель Госкомитета военной промышленности РА Давид Пахчанян в эксклюзивном интервью “Голосу Армении” заявил:
Наша задача – научиться производить конкурентоспособное вооружение и продавать его на внешнем рынке Армении, в одиночку, подобных целей не достичь. 
Это возможно в союзе с крупной мировой державой. Армения, с 2015 года вошла в ЕАЭС. Однозначно — в союзе с Россией; такую уверенность вселяет историческая память. Историческая память по тем высотам в советский период, которых достигла Армения в союзе с Россией. Армения, за многие тысячелетия своей истории, за счет больших лишений, тогда добилась расцвета в экономике, культуре, образовании и науке, сформировались национальные политические и духовные руководители, широкая прослойка крепкого среднего слоя и интелигенции, крестьянства и рабочего класса. Более того, мы стали в ряд промышленно высокоразвитых малых стран. Западная пропаганда, с ее искусством оболванивания, во всю силу, приводила примеры стран, которые добились исключительных успехов в государственном развитии, символизируя этим капиталистические методы правления. Я уверен, что социалистическая Армения могла находиться в числе этих стран, превосходя их по отдельным направлениям развития.

Экономико-институциональные аспекты 

Обращаясь к прошлому, мы прогнозируем наше будущее. Это построение современного государства развития. Для этого необходимо опираться на новые источники роста, через построения инновационно-промышленной, научно-технологической, военно-промышленной целостной системы, т.е сделав упор на наукоемкие производства и высокие технологии, с преобладанием экспортной направленности. Она должна лежать в основе долгосрочной программы развития Армении, стратегического плана модернизационного, устойчивого и динамично ускоренного развития. Идя по такому пути, мы разрешим наши военно-политические, социально-экономические проблемы. Как заявил в 2016 году на 46-том Всемирном Экономическом Форуме в Давосе, его отец-основатель и председатель, профессор Клаус Мартин Шваб, мир на пороге «Четвёртой промышленной революции», которая повлияет на все аспекты деятельности человека.
Национальными приоритетами и конкурентными преимуществами Армении должны стать возрождение армянской науки и построение технологической индустрии. Надо реально сформировать благоприятный инвестиционный климат. И ясные, реальные, эффективные, целевые стратегии развития.
И, как пишет директор института ЕврАзЭС В. Лепехин, если, на каком-то этапе модернизации, будут привлекаться российские эксперты и бизнесмены, наличие хорошо продуманных стратегических планов, в основе которой лежали конкретные предложения потенциальным инвесторам, сделало бы более эффективной помощь России. Принципиально важно, это не должно быть построено в виде помощи или просьбы по отдельным направлениям к российскому руководству. Для Армении важно, чтобы армянские интересы были на первом плане.
Потребуется установление между обществами России и Армении более зрелых и прозрачных отношений, независимо от личностей, основанные на доверии, насколько это возможно между исторически стратегическими союзниками. Надо обязательно преодолеть медленно нарастающую антироссийскую компоненту среди различных общественных кругов. В рамках таких отношений, возможно найти решения по вопросу установления более полного суверенитета национальной экономики. Необходимо, чтобы правительства Армении и России пришли к соглашению по участию армянской стороны на 50% долевом участии в естественных монополиях по энергетике и газоснабжения. Ведь подобные инфраструктуры – центральное звено, стратегическое направление развития суверенной национальной экономики государства.
Соответственно, по определяемым целям развития Армении, и выбор инструментария для реальных, а не фиктивных реформ.
Это потребует государственного сбалансирования по материальным, финансовым и трудовым ресурсам, в интересах экономического роста и развития, за которым стоят обязательства и система хозяйственных договоров предприятий (это отлично от просто системы государственных закупок). В свою очередь, это предполагает развертывания государственной системы планирования и стратегического прогнозирования, чему будет способствовать принятие нового закона РА “О государственном планировании и прогнозировании”. XX век остался с государственным капитализмом, с риторикой умирающего либерализма, тогда как будущее в XXI веке за государственной экономической стратегией. 
В общем контексте, это относится к вопросу принятия и внедрения в государственное управление идеалогии рыночной смешанной экономики, и принципиально новой системы экономических отношений, которая основана на теории конвергенции социалистического строя с рыночной экономикой. В рамках такой политики, должна быть наделена дополнительными полномочиями государственная комиссия по защите экономической конкуренции Республики Армения. Предполагаю, что она, должна, также отвечать за ценовую политику.
Перспективной представляется, в рамках рыночной смешанной экономики и теории конвергенции социалистического строя с рыночной экономикой, идея применения правительством Арменнии системы отношений и институтов селективного планирования [1] . Его системное качество — определение обществом и утверждение государством на некий период четко зафиксированных целей и основных «правил игры» в области косвенного (для частного сектора), регулируемо-рыночного, и прямого (для общественного сектора), планово-регулируемого части национальной экономики, на которую оно распространяется.
Такая смена курса приведет к укреплению власти, преодолению кризиса в экономике, развития бизнеса, возрождению основ справедливости в обществе, и ее консолидации. И что, еще важно, поставит экономику на путь экспортно-ориентированной индустриализации. ЕАЭС хорошая основа для Армении найти свою экономическую модель, реализовать свои планы. Вступая в технологическую и НИОКР цепочку со странами ЕАЭС, в первую очередь, с Россией, появляется возможность наладить технологическую кооперацию в сферах производства, прикладной науки, инженерных разработок, вооружения.
Президент РФ Владимир Путин, выступая на заседании ЕАЭС заявил:
Мы приглашаем всех наших партнеров к совместному производству оборудования и комплектующих более чем в 25 отраслях. 
Подспорьем для Армении, при проведении своей экономической политики могут стать подготовленные аналитические материалы и принятые решения Евразийской экономической комиссии. 6 сентября 2016 года ЕЭК, одобрила проект распоряжения Совета ЕЭК “О формировании приоритетных евразийских технологических платформ”. Фактически, ЕТП является механизмом кооперации в научно-технической, инновационной и производственной сферах. Сейчас определено 11 технологических платформ по 8 приоритетным технологическим направлениям.
«Сырьевое проклятие» Армении не является неизбежным.
Тесное взаимодействие между ресурсными и наукоемкими секторами экономики, обусловленное эффективными институциональными формами, при научно-технологической кооперации со странами ЕАЭС, выступит ключевым элементом экономического развития и превратит чисто сырьевую страну, каким является Армения, в страну с экономикой знаний. Тогда и армянское общество будет готово гибко приспосабливаться к меняющимся условиям и быстро соглашаться на назревшие реформы.

[1] А. Бузгалин и А. Колганов. Планирование: потенциал и роль в рыночной экономике XXI века. Вопросы экономики. 2016. № 1. С. 63 — 80

АШОТ ТЕВИКЯН 

Кандидат экономических наук, доцент, член Евразийского экспертного клуба 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here