Два дня в белом городе

0
367

ГРИГОР БАЛАСАНЯН

Кандидат исторических наук, доцент ЕГУ,

Член Евразийского экспертного клуба

 

С 20-го по 21 сентября 2017г. в Белгородском государственном университете прошла международная конференция на тему «Социология религии в обществе позднего модерна: религия, образование, международная интеграция», соорганизатором которой выступила АНО «Евразийское содружество». С приветственным словом к участникам обратились представители университета, русской Православной Церкви, первый заместитель председателя Совета муфтиев России и Духовного управления мусульман Российской Федерации Рушан хазрат Аббясов, представители Сербии и т.д.

Участники были разделены на разные секции, одной из которых была специальная секция АНО «Евразийское содружество» V заседания Евразийского Гражданского Альянса «Религиозный фактор в Евразийской интеграции».

В работе секции принял участие доцент кафедры международных отношений и дипломатии Ереванского государственного университета, член Евразийского экспертного клуба Григор Баласанян. Темой его выступления был «Феномен религиозной солидарности в общем цивилизационном пространстве в процессе евразийской интеграции».

Нужно сказать, что восстановление и обеспечение постсоветскими странами своей социокультурной, а значит, и цивилизационной общности — более важный фактор интеграции, чем интеграционные процессы в сфере экономики. Соображения экономической выгоды часто превращаются в ничто, когда между теми или иными народами и государствами происходит цивилизационное размежевание.

В евразийском пространстве особую роль играет русско-российская цивилизация. По мнению академика РАН Никиты Моисеева, Россия не просто север Евразии, населенный народами разного этнического происхождения. Россия – это целостная самостоятельная цивилизация, несмотря на различия этнического происхождения многих народов и религий.

Сегодня большинство исследователей, характеризуя русско-российскую цивилизацию, обращают внимание только на православие, славянство, русский язык и иногда на кириллицу. Эти исследователи, как например Семюэль Хантингтон и другие, обращают внимание на вторичные свойства и признаки русской цивилизации, такие как “византизм”, “двести лет татарского ига” и т.д.

Дискуссии по поводу того, насколько самостоятельна российская цивилизация, и насколько обоснован и перспективен евразийский проект на всем пространстве СССР, не только продолжаются, но и усиливаются, повсеместно порождая расколы общества по цивилизационному признаку на сторонников евразийской интеграции, евроинтеграции, исламизации и т.п.

В результате, по всем географическим, культурным и иным границам России и других евразийских государств, происходят процессы, которые Семюэль Хантингтон определил как “столкновение цивилизаций”.

В целом Россия и Северная Евразия обладают колоссальным цивилизационным потенциалом, который является мощным ресурсом государственного, социального и личностного развития. Однако часть евразийских элит не только не видят этот ресурс, но всячески принижают его значение. Нужно отметить, что в каждом постсоветском государстве есть много противников самобытного евразийского пути развития. За такой антиевразийской позицией стоит не только материальная выгода противников евразийской интеграции, но и активно продвигаемое наукообразное мифотворчество.

Один из таких мифо-концептов — “миросистемный подход” Иммануила Валлерстайна, согласно которому мир представляет собой целостную систему, в которой есть центр (Запад), полупериферия (развивающиеся страны) и периферия.

Продолжаются спекуляции на тему якобы неспособности азиатских стран (включая постсоветские страны) к социальному и технологическому прогрессу.

В последние годы мы видим тенденцию ущемления русско-российской цивилизации, не признания его самобытности. И, что печально, об этом говорят и много российских авторов, среди которых есть и российские ученые. Кроме этого, в мировой, и особенно, в постсоветской цивилизациологии в последние годы появилось немало работ, в которых авторы пытаются доказать наличие в пространстве Евразии — помимо российской или евразийской — также “украинской”, “казацкой”, “балтийской” и иных “цивилизаций”.

Нужно сказать, что концепция евразийской интеграции понимается по-разному. Наиболее эффективными и приоритетными форматами евразийской интеграции считаются ЕАЭС и ОДКБ. В первом случае речь идет о восстановлении, укреплении и развитии экономических связей и реализации многих трансрегиональных проектов, а во втором — об обеспечении коллективной безопасности на постсоветском пространстве и предотвращении возможных внутренних конфликтов.

Между тем, интеграционные процессы в социокультурной и политической сферах на постсоветском пространстве не менее важны, чем в сфере экономики.

В географическом, историческом, социально-экономическом и иных контекстах в России есть много субцивилизаций — славянская, тюркская, фино-угорская, кавказская и т.д. Если говорить о евразийской интеграции как перспективе идентификации всех участников евразийской интеграции, то различных цивилизационностей — субглобальных и местного значения — можно зафиксировать в несколько раз больше. Под “цивилизационностью” следует понимать совокупность признаков, определяющих характеристики локальной цивилизации.

В евразийском пространстве особую роль имеет религия. В этом плане евразийская интеграция уникальна, так как будучи основанной государствами и народами с разными религиями, в деле фактор религии никогда не имел влияния. По сравнению, Европейский союз основан государствами, которые имеют одинаковую религиозную направленность. Евразийский союз в этом плане отличается, и здесь мы видим религиозную солидарность.

Религия почти всегда имела большое значение для государств при заключении каких-либо договоров. Вспомним хотя бы Священный союз и т.д. Нынешняя политическая и экономическая ситуация в мире заставляет народы и государства сплотится: все стараются отодвинуть религиозные споры и проблемы на второй план. Евразийский экономический союз и евразийская интеграция не исключение.

На сегодняшний день в качестве основы евразийской интеграции представляется возможность создания евразийской цивилизации. В евразийской интеграции равным образом представлены китайская, индийская, исламская цивилизации, но это не мешает народам сотрудничать и интегрироваться. Представленные в евразийской интеграции народы — древние народы этого континента. Мы бок о бок жили и сейчас мирно живем и развиваемся, и религия нам не мешает. Более того. Доминантные религии евразийской интеграции – христианство, ислам, буддизм, выступают за сохранение нравственных, семейных ценностей. Этим мы отличаемся от Европы и Европейского союза, и в этом наша сила.

Сегодня с уверенностью можно сказать, что религиозной проблемы в процессе евразийской интеграции не существует. И, слава Богу. Мы все активно работаем над развитием евразийской интеграции и некоторым, в частности западным центрам силы, это не нравится. И это объяснимо. Им не нужны экономически сильные партнеры. Им нужны рынки для сбыта своих товаров, и они будут делать все, чтобы внести раскол в ряды членов Евразийского экономического союза. Для этого также будет сделана попытка разыграть религиозную карту. Мы не имеем право повторить ошибки, которые привели к распаду Советского Союза. Будущие поколения нам этого не простят.

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here