Татул Манасерян: Парадоксов в армянской экономике больше, чем закономерностей и предсказуемости

0
298

АрмИнфо. Парадоксов в армянской экономике больше, чем закономерностей и предсказуемости.

Подобное мнение 26 августа на пресс- конференции в Ереване представляя седьмое экономическое исследование Евразийского экспертного клуба выразил доктор экономических наук, профессор, руководитель Исследовательского центра «Альтернатива», член Евразийского экспертного клуба Татул Манасерян, касаясь экономики Армении в первом полугодии 2022 года в контексте членства страны в ЕАЭС.

Эксперт констатировал, что экономика Армении в первом полугодии 2022 года продолжает расти, показатель экономической активности (объем экономики без учета косвенных налогов и финансовых услуг) вырос на 11,8%.

«Важно заметить, что это достижение — рекордный рост экономической активности на постсоветском пространстве, стало неожиданным. Данный показатель был за пределами радаров прогнозов самых влиятельных рейтинговых агентств, о чем мы отметили в своем итоговом исследовании о положении армянской экономики в 2021 г. Скромный рост экономики Армении прогнозировали Всемирный Банк, Международный Валютный Фонд, Европейский банк реконструкции и развития, Евразийский банк развития, а также местные эксперты. Экономический рост Армении в госбюджете на 2022 год предусмотрен в размере 7%, а инфляция заложена на уровне 4% (+1,5%). ВВП Армении по итогам первого квартала 2022 года, по предварительным данным, зарегистрировал рост на 8,6% по сравнению с аналогичным периодом 2020 года», — напомнил Манасeрян, добавив, что внешнеэкономическая политика государства носит весьма противоречивый характер, что не может не влиять на частный бизнес.

В качестве примера он привел тот факт, что в прошлом году правительство Армении ввело эмбарго на импорт турецких товаров, а в текущем году оно снято и декларирован курс перемирия и открытия коммуникаций.

«Все это выглядит прогрессивно, если не учитывать, что армянские фермеры уже позаимствовали солидные финансовые ресурсы по высоким процентам, дабы восполнить пробел импорта из соседней страны. Одним словом, парадоксов в армянской экономике больше, чем закономерностей и предсказуемости. Ведь двузначный рост экономики не только не отражается на улучшении социальных условий жизни населения, но и сопровождается скачком цен, спадом покупательной способности, а также повышением уровня бедности в стране. При этом позиции национальной валюты — драма усиливаются, что, согласно законам экономики, должно было привести к снижению цен и к сокращению расходов на импорт. Но параллельно с укреплением позиций драма растет недовольство не только экспортеров из-за снижения конкурентоспособности товаров брендов Made in Armenia в результате повышения цен в драмах, но и импортеров», — констатировал эксперт.

Указав на рост торговли и услуги, в том числе благодаря релокантам-россиянам, а также промышленность (причем за счет не рудников, а выплавки ферросплавов), он отметил отсутствие роста в сфере промышленности.

«В частности, промышленность выросла на 5,8%, причем ее рост ускоряется — в январе- мае он составил 2,7%. Примечательно, что горнодобывающая отрасль не показывала роста, несмотря на рост мировых цен на медь и молибден (в том числе из-за ряда вопросов, связанных с логистикой). Экспорт медного концентрата (крупнейшего экспортного товара Армении) за 5 месяцев тоже значительно сократился. По этим же причинам (сложности с подвозом сырья) немного сократилось производство алюминиевой фольги. Во многом промышленность росла за счет выплавки ферромолибдена. Такая картина сохранилась и в июне.

Объемы строительства продолжают расти как за счет бюджетных программ (школ, больниц и так далее), так и частного строительства жилых домов, так как с 1 июля постепенно сворачивается программа возврата подоходного налога покупателям ипотеки, застройщики хотят до этого построить максимум метража, чтобы затем распродать его.  Объем строительства в январе-июне 2022 года увеличился на 12,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года», — заметил Манасeрян.

Он обратил внимание, что выросли объемы внешней торговли (в том числе за счет экспорта сезонных овощей и фруктов) и внешнеторговый оборот Армении в январе-июне 2022г подскочил на 44% годовых, достигнув 2.4 трлн. драмов ($5.2 млрд). В его структуре высокий рост наблюдался как по импорту, так и по экспорту. В частности, объем экспорта возрос в годовом разрезе на 36,3% до 869 млрд драмов ($1.9 млрд), а импорта — на 48,7% до 1.5 трлн. драмов ($3.3 млрд). Только за июнь 2022 года внешнеторговый оборот возрос на 20,2% за счет роста экспорта на 38,2% при более скромном 10,4%-ом росте импорта, а по сравнению с июнем 2022г подскок внешнеторгового оборота на 71% в большей степени был спровоцирован ростом импорта на 73,1% и в чуть меньшей степени ростом экспорта на 68,1%.

Эксперт напомнил, что годом ранее, в январе-июне 2021 года внешнеторговый оборот возрос на 13,4% годовых за счет роста экспорта на 23,3% и импорта на 7,9%, а июньский рост внешнеторгового оборота на 1,9% был спровоцирован восходящей динамикой экспорта на 12,2% при спаде импорта на 4,5%, по сравнению же с июнем 2020г рост внешнеторгового оборота на 20,1% исходил в большей степени от роста экспорта на 33%, нежели импорта на 12,1%.

«В объемах внешнеторгового оборота за первые 6 месяцев текущего года по сравнению с тем же временем прошлого года зафиксирован рост в 44%. При этом в январе-июне 2022 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года экспорт увеличился на 36,3%, импорт — на 48,7%.Курс драма к доллару США в январе-июне составил 468.24, а средний курс за июнь колебался в среднем в пределах 407-408 драмов», — заметил он.

Инфляция и рост цен

«В июне ее 12-месячный показатель превысил 10%. Рост товарооборота за первые 6 месяцев 2022 года по сравнению с аналогичным периодом 2021 года составил 10,7%.  Средний расчетный курс драма составил в июне 2022 года 422,69 др/$1, а в январе-июне 2022г — 468,24 др/$1, против 513,09 др/$1 в июне 2021г и 522,08 др/$1 в январе-июне 2021г. Объем предоставленных услуг в Армении в январе-июне этого года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличился на 26,9%. Индекс потребительских цен в январе-июне 2022 года вырос на 8,1% по сравнению с январем-июнем 2021 года, индекс цен промышленной продукции — на 7,8%. Объем производства электроэнергии в январе- июне по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличился на 14,8%»,- подчеркнул Манасeрян.

При этом эксперт обратил внимание на то, что обычно укрепление позиций национальной валюты приводит к снижению цен, но индекс потребительских цен в Армении в I полугодии вырос на 8,1%, а в июне за год — на 10,3%. При этом индекс потребительских цен в Армении в июне 2022 года по сравнению с июнем 2021 года вырос на 10,3%, а по сравнению с маем 2022 года — на 0,3%. Согласно данным НСК, индекс цен на промышленные товары за первое полугодие 2022 года по сравнению с аналогичным периодом 2021 года вырос на 7,8%. При этом в июне 2022 года к июню 2021 года данный показатель сократился на 1,2%, а по сравнению с маем 2022 года -на 2,9%. Другими словами, экономический рост первого полугодия сопровождался подскоком импорта и экспорта.

Манасeрян подчеркнул, что индекс цен промпродукции повысился в I полугодии 2022 года к аналогичному периоду 2021 года на 7,8%, в июне 2022г по сравнению с июнем 2021г. снизился на 1,2%, а только за июнь 2022г задержался в спаде с незаметным замедлением темпов до 2,9% с майских 3,1%). Годом ранее в аналогичные периоды фиксировалась плюсовая динамика: индекс цен промпродукции повысился за январь- июнь 2021г в сравнении с тем же периодом 2020г на 10%, в июне 2021г к июню 2020г — на 15,5%, а только за июнь 2020г рост ускорился с 1% до 3,1%.

По его словам, на потребительском рынке Армении инфляция ускорилась в I полугодии 2022 года до 8,1%, только в июне составив 0,3%, а по сравнению с июнем 2021г подскочив до 10,3%, что наблюдалось и в прошлом году, но в сравнительно низких темпах: в I полугодии 2021 года инфляция составляла 5,7%, только в июне наблюдалась дефляция в 0,8%, а по сравнению с июнем 2020г фиксировались инфляционные 6,5%.

Закономерности и парадоксы

«Парадокс в том, что в результате роста экономической активности можно было бы ожидать увеличения занятости, роста доходов населения, сокращения уровня бедности и улучшения социальных условий людей, что также положительно влияет на сокращение оттока населения из страны, особенно на «утечку мозгов». В итоге, в стране не восстановлен уровень занятости до пандемии в 2019г., падает покупательная способность из-за роста цен, бедность растет, социальные условия ухудшаются, а «утечка мозгов» усиливается, под большим риском находится продовольственная безопасность. В результате, резко упал интерес абитуриентов практически ко всем вузам и профессиям. По итогам конкурса 2022г., например, в Аграрный университет Армении подали заявления всего 40 студентов», — подчеркнул Манасeрян.

О том, что уровень бедности в Армении растет большими темпами, продолжил профессор, говорит уже и правительство, признавая, что нужно прилагать сверхусилия для недопущения социального бедствия[1]. Вместо нынешнего уровня бедности в 27% год закроется с бедностью в 42%.

«На наш взгляд, есть сразу несколько ключей к пониманию основ данного феномена — двузначного роста экономики и двузначного роста бедности. Дело в том, что искусственным толчком и своеобразным допингом для экономики стал приток временных мигрантов, прибывающим в основном из России, а также из Беларуси и Украины. Их число, по нашим расчетам, составляет более 200 тыс человек. Для компактной экономики с населением с низкой покупательной способностью этот приток сыграл роль »палки- выручалки».  Рост потребления товаров первой необходимости и разных услуг образовали повышенный спрос на них, что, в свою очередь, стал стимулятором роста местной промышленности и импорта, а также размеров товарооборота в целом. К этому надо добавить определенный рост занятости после посткризисного восстановления», — считает эксперт.

Трансферты

По убеждению Манасeряна, важную роль сыграл также рекордный рост денежных переводов из-за рубежа, в первую очередь из России, других стран ЕАЭС и дальнего зарубежья.

В этом ключе он отметил, что по данным Центрального банка РА, за первые пять месяцев текущего года граждане получили из-за рубежа через банки Армении 1 млрд 272 млн долларов. Это самый высокий показатель с 2004 года, когда Центробанк начал публиковать подобные данные. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года, рост составил 70%. Более половины этой суммы — 53% — поступает из России, около 20% — из США.

«Причиной поступления денежных средств в страну является вовсе не результат политики властей, а спецоперация России на Украине и введенные западными странами санкции против Российской Федерации. Эти горячие деньги как увеличились в разы, так же и уменьшатся, если не будет этого случайного фактора. То есть, строить на их основе большие планы и формулировать большие задачи было бы неправильно, потому что это было бы нереально.

Тот факт, что процент крайне бедных сократился, обусловлен повышением размера базовой пенсии и минимальной зарплаты — в 2020 году впервые минимальная зарплата поднялась до 68 тысяч драмов (138 долларов), превысив минимальную потребительскую корзину (65 тысяч драмов — 131 доллар). В 2021 году минимальная потребительская корзина достигла 71 тысячи драмов (144 долларов), а минимальная зарплата не изменилась. То есть, уровень крайней бедности снова повысится. В армянской экономике мы замечаем работающих бедняков. Они работают, получают определенные доходы, но их не достаточно для покрытия минимальных потребностей семьи из двух человек. Это говорит о том, что более половины населения страны живет в бедности», — добавил Манасeрян.

Вместо того, чтобы учитывать мировые экономические тенденции, делать выводы из опыта прошлых лет и менять экономическую политику, продолжил профессор, правительство идет по неэффективному пути повторения опыта предыдущих лет и вкладывает средства в капитальные расходы, надеясь на экономический рост от горнорудной промышленности и некоторых других сфер.

В тоже время он считает, что влияние на экономику Армении событий на Украине, вероятно, будет значительно негативным, хотя масштабы этого воздействия остаются неопределенными.

«Об этом говорится в докладе Всемирного банка, посвященном экономике региона Европы и Центральной Азии. Отмечается, что Армения имеет прочные экономические связи с Россией, на долю которой в среднем в 2018-2021 годах приходилось 28% экспорта и 30% импорта Армении. Также РФ является источником всего импорта пшеницы и газа в Армению. В 2021

году денежные переводы из России составили 5% ВВП, 41% чистого объема ПИИ был связан с российскими юридическими лицами, а российские туристы составили 40% всех туристов, посещавших республику. В докладе говорится, что прогноз роста экономики Армении на 2022 год был понижен с довоенных 5,3% до 1,2% с учетом влияния на потребление более низкого уровня денежных переводов и реальной заработной платы, повышенной неопределенности, влияющей на инвестиции, а также сокращение экспорта из-за прогнозируемого сокращения экономики в России и замедления глобального и регионального роста.

По прогнозу ВБ, уровень бедности в Армении может достичь 39,6% населения в 2022 году, что представляет собой увеличение на 3 процентных пункта по сравнению с сценарием в отсутствие войны. Отмечается, что уязвимость может возрасти из-за сокращения денежных переводов, увеличения счетов за коммунальные услуги и повышения цен на продовольствие. В докладе отмечается, что прогноз относительно экономики республики является неопределенным, учитывая меняющуюся глобальную и региональную обстановку. Риски включают затяжной конфликт на Украине, продолжительный и более значительный спад в России, дальнейшие сбои на мировых товарных рынках и все еще нерешенные геополитические проблемы вокруг границ Армении. С другой стороны, приток людей из России, если он сохранится, может оказать положительное влияние на экономику»,  — заметил он.

Ожидания и прогнозы

Отметив, что Всемирный Банк пересмотрел прогноз на 2022 год в начале июня, улучшив ожидаемый темп роста ВВП Армении с прежних 1,2% до обновленных 3,5%, Манасeрzн констатировал, что в середине июня с.г. свой прогноз на 2022г. пересмотрел и Центральный Банк Армении, указав более оптимистичный рост ВВП на 4,9% (против ранее предрекаемых 1,6%).  По его словам, в конце июня Международный Валютный Фонд также улучшил прогноз на 2022 год по росту ВВП Армении с прежних 1,5% до обновленных 5%. По фактическим статданным, ВВП Армении в 2021 году вышел на 5,7%-ый рост (с 7,2%-го спада в 2020г), не дотянув до доковидных темпов — 7,6%-го роста в 2019г.

«Правительство прогнозирует, что экономика страны в 2022 году вырастет на 7%. ЦБ Армении в июне улучшил свой прогноз роста экономики страны на 2022 год с предыдущих 1,6% до 4,9%. При этом глава ЦБ Мартин Галстян ожидает, что Армения завершит текущий год с инфляцией, превышающей 8%.

Председатель правления ЕАБР Николай Подгузов спрогнозировал опережающий рост армянской экономики в текущем 2022 году. Подгузов отметил, что экономика Армении не такая крупная, поэтому определенные притоки в банковский сектор, в части инвестиций, даже (новые) проекты ЕАБР в размере около $100 млн., дают приличный эффект на экономический рост», — заметил профессор.

При этом он привел оценки ЕАБР по Армении: экономика сохраняет сильную динамику и ее экономическая активность в первом полугодии 2022 года выросла на 11,8% г/г. Этому способствовали двукратный приток международных туристов и увеличение потребительского спроса со стороны нерезидентов, среди которых много граждан России.

«Рост секторов услуг и торговли за первое полугодие составил 26,9% и 10,7% соответственно. С учетом более сильного, чем ожидалось, II квартала и при сохранении связанных с услугами и торговлей факторов роста в III квартале, ВВП Армении в 2022 году окажется лучше базового прогноза ЕАБР и может возрасти на 7,0%.  В соответствии с Макроэкономическим обзором ЕАБР, по мере ослабления давления со стороны мировых рынков сырья и продовольствия инфляция в Армении замедлится до 8,9% к концу года.

Сообщается, что экономическую активность в стране поддерживают строительство и промышленность. Промышленное производство увеличилось на 2,7% г/г в январе — мае за счет обрабатывающих отраслей — производства продовольствия, строительных материалов, а также основных и драгоценных металлов. Рост в обрабатывающей промышленности объясняется как расширением спроса внутри страны, так и поставками за рубеж.

На наш взгляд, в конце осени можно ожидать изменения курса национальной валюты в сторону обесценения. Рост цен будет продолжаться под воздействием кризисных явлений мировой экономики и ситуации на Украине, а также и сложной обстановкой в регионе в целом. Тем не менее, благоприятный режим торгово-экономических связей со странами ЕАЭС позволит сохранить положительные тенденции в экономике и во второй половине 2022г», — резюмировал Манасарян.

Finport.am

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here