Еженедельник “Азг”, 9 июня 2023 г.
(Перевод с армянского языка)
В свете мирных переговоров между Арменией и Азербайджаном, ведущихся при посредничестве России, а также переговоров, направленных на урегулирование армяно-турецких отношений, особенно актуальным становится исследование новых политических и экономических реалий на Южном Кавказе. Ясно, что без системного и глубокого восприятия этих реалий невозможно сделать более-менее ценные выводы о действиях в области внешней политики РА. Настоящий анализ является попыткой понять, на каких реалиях зиждутся переговорные процессы между Арменией и Азербайджаном и Арменией и Турцией и что можно от них ожидать?
Влиятельное присутствие Турции на Южном Кавказе
Стоит напомнить, что граница между Оттоманской империей и Сефевидским Ираном была прочерчена в результате более чем вековых войн в 1649 г. После этого между персами и турками были новые войны за Южный Кавказ, однако граница не менялась. Русско-турецкая граница была проведена в 1829 г., после присоединения Эриванского и Нахичеванского ханств к Российской империи. В ходе последующих четырех войн между Россией и Оттоманской Турцией, русские войска занимали значительную часть Западной Армении, однако каждый раз в результате международного дипломатического давления они отходили, уводя с собой и переселяя на Южный и Северный Кавказ десятки тысяч западных армян. В период Первой Мировой войны турки подвергли западное армянство геноциду. После Октябрьской революции 1917 г. русские войска поспешно бросили свои позиции на Кавказском фронте и неорганизованно и разрозненно покинули Кавказ. В декабре 1917 г. Ленин подписал известный декрет о Турецкой Армении, являвшийся не столько государственным документом о признании суверенитета Армении, сколько «некрологом», констатирующим трагедию западного армянства.
В 1918 г. Грузия, Азербайджан и Армения провозгласили свою независимость. Согласно Батумскому договору между Турцией и Арменией, новообразованное армянское государство получило право государственности на территории в 10 тыс кв. км. Поражение Турции в Первой Мировой войне осенью 1918 г. пробудило надежду на создание армянского государства на гораздо большей территории. 10-го октября 1920 г. был подписан знаменитый Севрский договор, так и оставшийся на бумаге в результате новой армяно-турецкой войны. Мало кто знает, что в этот же день был подписан и Русско-армянский договор, которым Россия признавала фактически существующую Республику Армения. Сразу же после этого турецкие войска напали на Армению и за два месяца оккупировали большую часть ее территории (Карсскую область и Сурмалинский округ). 2 декабря 1920 г. в Гюмри (Александрополь) был заключен армяно-турецкий договор, согласно которому Армения вновь оказалась зажатой на территории в 10 тыс кв. км. В тот же день Красная Армия вошла в Ереван и власть перешла к большевистскому ревкому. В феврале 1921 г. в Армении вспыхнул антибольшевистский мятеж, лидеры которого пытались (в том числе при поддержке Турции) вытеснить большевиков из Армении. Весной 1921 г. был подписан известный Московский договор, по которому большевистская Россия и кемалистская Турция определили границы Армении. Осенью 1921 г. правительства Грузии, Армении и Азербайджана подписали с Турцией Карсский договор о признании положений Московского договора. Через несколько месяцев была создана Закавказская Советская Федеративная Социалистическая Республика, ставшая частью СССР и сохранившая подобный статус до 1936 г. В течение 1921–24 гг. были определены границы между Арменией, Грузией и Азербайджаном. Республика Армения получила территорию в 29.8 тыс кв. км. Уточнение границ между советскими республиками продолжалось в течение последующих десятилетий, постоянно приспосабливаясь к решению самых разных возникающих вопросов.
Важно при этом, что Турция, в противовес своим экспансионистским устремлениям в сторону Южного Кавказа и Центральной Азии, не имела такой возможности вплоть до распада СССР. Сразу после Второй Мировой Войны, противодействуя желанию Сталина вернуть районы Карса, Ардагана и Ардвина Грузии и Армении, Турция обратилась к англо-американским властям и стала активной частью антисоветского альянса. Более 40 лет границы Южного Кавказа с Турцией были границами между СССР И НАТО. Турция стала крупнейшей ударной силой НАТО после США и Германии.
После распада СССР в 1991 г. Турция признала суверенитет всех бывших советских республик (включая Армению). При этом официальная Анкара установила дипломатические отношения со всеми этими республиками, кроме Армении. Напомним, что для урегулирования отношений с Арменией Турция выдвинула два предусловия: прекратить деятельность по признанию и осуждению Геноцида армян на международной арене, вывести армянские вооруженные сила из зоны Нагорно-Карабахского конфликта и пойти на односторонние уступки.
В таких условиях, наткнувшись на серьезные препятствия в вопросе членства в Евросоюзе, по рекомендации и с благословения коллективного Запада Турция начала распространяться на Кавказ и Центральную Азию, где возникла качественно новая ситуация. После многовековой потери государственности среднеазиатские общества стали проявлять интерес к общетюркским идеям, считая их фактором некоей защиты и способом минимизации, с одной стороны русского, с другой стороны китайского влияния. Азербайджан пошел еще дальше, провозгласив принцип «одна нация – два государства». Турецкая культурно-цивилизационная модель восприятия ислама нашла широкий отклик не только в Азербайджане и в Центральной Азии, но даже в тюркоязычных субъектах Российской Федерации. Власти центрально-азиатских стран и Азербайджана отказались от кириллицы и перешли на латинский алфавит, пытаясь также сконсолидироваться друг с другом и сблизиться с Турцией.
Современная Турция является 16-ой экономикой мира. Правда, осведомленные политтехнологи утверждают, что недавние катастрофические землетрясения в Турции отбросили развитие страны по меньшей мере на год. Турция является членом G‑20 и страной с самой мощной экономикой на Ближнем и Среднем Востоке. У Турции особые отношения не только с Азербайджаном, но и Грузией, где она является лидирующим торгово-экономическим партнером. Вооруженные силы Турции, Грузии и Азербайджана проводят совместные учения и пытаются осуществлять скоординированные шаги в вопросах безопасности.
Армения и экспансия Турции на Южном Кавказе
До последнего времени в Армении не особо интересовались связанными с Турцией вопросами. После провала «Футбольной дипломатии» в 2011г. тема урегулирования армяно-турецких отношений считалась закрытой на неопределенный срок. Националистические силы продолжали обильно пользоваться антитурецкой риторикой. После 44-дневной войны ситуация изменилась, и Турция выразила желание начать переговоры с целью урегулирования отношений с Арменией. В условиях потепления русско-турецких отношений и беспрецедентного развития двусторонних торгово-экономического сотрудничества Турция и Армения стали подробно обсуждать чувствительные вопросы открытия коммуникаций и установления дипломатических отношений.
Наши востоковеды справедливо считают, что российско-турецкие отношения, в течение всей своей истории, имели приливы и отливы. Сейчас они находятся на пике за более чем вековой период.
Нашим неопытным политическим деятелям кажется, что Армении достаточно только протянуть руку и турки ее немедленно пожмут, тем более, если мы предложим урегулировать отношения без предусловий. Позволю себе утверждать, что как и в период «Футбольной дипломатии», так и сегодня Турция будет откладывать вопрос установления отношений с Арменией, пока не получит соответствующие импульсы от Азербайджана. Общественное мнение Азербайджана имеет магическое воздействие на общественное мнение Турции и Турция не сделает и шага в армянском направлении, который бы хотя бы на йоту противоречил интересам Азербайджана, тем более что в Турции звучали и звучат экспертные мнения, что от открытия границ Армения выиграет гораздо больше, чем Турция (в частности, ее восточные регионы). Даже в условиях закрытых границ, по неуточненным приблизительным данным, экспорт Турции в Армению в 2022 г., в условиях продолжения официального экономического эмбарго, составил около 400 млн долларов США. В данный момент эксперты спорят, возможен ли качественный скачок в армяно-турецком экономическом сотрудничестве после установления дипломатических отношений и аннулирования экономического эмбарго, объявленного турецким правительством еще в 1993 г.
Все пространство от Финляндии до Черного моря является зоной противостояния России и коллективного Запада. Южный Кавказ становится своеобразным «чувствительным» регионом, через который можно осуществлять кратные объемы сухопутных грузоперевозок с юга на север и наоборот. Посмотрев на экономические показатели Армении за первые месяцы 2022–23гг., вы увидите, как удивительно выросли объемы входящих и выходящих из Армении товаров. Мы готовимся представить экспертное заключение об этом 29 августа 2023 г., когда в 9‑ый раз выступим на презентации экономического исследования на тему «Экономика Армении в 2023 г. в контексте членства нашей страны в ЕАЭС». Сейчас только отметим, что сегодняшняя Россия не пойдет на конфликт с Турцией ради вопросов влияния ни на Азербайджан, ни на Грузию или страны Центральной Азии. Наоборот, в России преобладает та точка зрения, что следует всемерно развивать и углублять сотрудничество с Турцией, закрывая глаза, по меньшей мере на данном этапе, на прозападные и антироссийские позиции Турции по принципиально важным для России вопросам ее политического курса.
В существующих условиях мы находим, что появились новые реалии, которые мы обязаны учитывать для формулирования наших национальных идей. Сегодня уже нет и в ближайшем будущем не предвидится коалиции антитурецких сил. Для маленькой Армении, так же как для Грузии и экономически более мощного Азербайджана, есть два выбора: быть с Россией или с Западом (в действительности, с Турцией). Или быть открытыми и иметь добрые отношения с обеими. Политический курс Азербайджана основан на силе нефтедолларов и сегодня он может успешно сочетать хорошие отношения с Россией (хотя не собирается вступать ни в ЕАЭС, ни В ОДКБ), последовательно идя по пути полномасштабной интеграции с Турцией.
Уничтожив турецкое армянство в 1915 г., турецкие лидеры говорили в лицо армянам, что они мешают продвижению Турции к Великому Турану. Сегодня нет западных армян, а восточное армянство оказалось между Турцией и тюркским миром. Тюркский мир получил беспрецедентно благоприятную возможность развиваться и укрепляться. Мы в Республике Армения обязаны думать о создании таких адаптационных механизмов, которые дадут возможность сохранить безопасность и целостность Армении. При осуществлении выбора между Россией и Турцией мы обязаны учесть уроки нашей истории и суметь выработать такой политический курс, который удостоится уважения влиятельных региональных акторов и пояснит нашу реальную политику.