Шарль Азнавур и друзья Армении: почему не удалось своевременно закончить восстановление зоны бедствия?

0
757

АРМЕН МАНВЕЛЯН

Кандидат исторических наук,

старший научный сотрудник Института востоковедения НАН РА,

член Евразийского экспертного клуба

 

Доклад на круглом столе «30 лет землетрясения в Спитаке:

история, опыт и уроки трагедии»

Конференц-зал НОФ «Нораванк», 3 декабря 2018 года,

г.Ереван, Армения

 

Спитакское землетрясение 1988-го года – одна из трагических страниц истории армянского народа. В результате этого землетрясения был полностью разрушен весь север Республики. Землетрясение отняло жизнь более 25 тыс. человек, 19 тыс. стали  инвалидами, полмиллиона людей остались без крова, частично, либо полностью были уничтожены 21 город и поселок городского типа, 324 села, город Спитак сравнялся с землей, 80% жилого фонда города Ленинакана было уничтожено, вышли из строя 230 промышленных объектов, Армения лишилась 52% своего экономического потенциала.

Для помощи пережившей трагедию Армении поспешили люди со всей планеты —  помощь оказывали 113 стран мира, включая многие Европейские государства. Бельгия, Великобритания, Италия, Норвегия, Франция, ФРГ, Швейцария и другие страны предоставили спасательное оборудование, продукты и медикаменты. В оказании помощи Армении участвовали также многочисленные международные организации и сообщества. Из разных стран мира в Армению стала прибывать помощь на самолетах, поездах, колоннах машин и т.д..

Естественно, первой помощь оказала центральная власть Советского Союза – Советские Россия, Грузия, Украина, Казахстан и другие. Пострадавшим от ужасного землетрясения везли продукты питания, медицинское оборудование, лекарства, палатки, строительную технику и т.д. В 1989г. в зоне бедствия работали уже около 40 тысяч специалистов – военнослужащие, строители, медики, спасатели, которые проделали огромную работу для преодоления последствий ужасной катастрофы.

Центральная власть Советского Союза приняла решение восстановить разрушенное за два года.

Спитакская трагедия откликнулась в сердцах армян зарубежья. Армянская диаспора активно работала, чтобы привлечь внимание мировой общественности к трагедии в Армении. И здесь надо особенно отметить роль великого армянина Шарля Азнавура, который своей активностью смог сплотить мировое сообщество для помощи пострадавшей Армении.

Многие страны сплотились и протянули руку помощи нашей стране. Разные люди, организации и компании отправляли гуманитарную помощь. Иностранные телекомпании, печатные издания распространяли кадры с мест трагедии. Поток добровольцев, спасательные группы, финансовая и материальная поддержка набирала неслыханные обороты и это все благодаря Азнавуру.

Это тот случай, когда люди помогали исходя не только из сострадания, но для них было делом чести внести свой вклад в восстановление Родины Шарля Азнавура. 90 исполнителей, актеров, деятелей искусства со всего мира вместе спели песню «Для тебя, Армения». Это была не просто песня, а стала практически гимном, призывом помощи и внимания к разрушенной Армении. Практически во всех странах, по радио и на многих телеканалах прозвучала эта песня Шарля Азнавура. Слова написал сам Азнавур, а музыку сочинил другой великий французский армянин – Жорж Гарваренц. Клип,с призывом о помощи был продан в рекордном количестве – 2 миллиона копий за очень короткий срок.

Легендарный шансонье в 1988 году мобилизовал всю мировую общественность для оказания помощи Армении. «Мой отец стал одним из первых, кто отозвался на трагедию 1988 года, сразу же приступив к действиям”, рассказывает сын Азнавура Николя, “в ту же самую ночь он вместе с Жоржем Гарваренцом написал песню «Pour toi l’Armenie (для тебя, Армения)», мобилизовав артистов из Франции, Америки, Италии, а после и все мировое сообщество. Наличие личностей, которые способны сплотить вокруг себя людей и умеющих сопереживать, является ключевым фактором для процветания всего человечества», отметил Николя Азнавур.

Благодаря Азнавуру, весь мир узнал об Армении, «Я наполовину армянин и наполовину француз. Я похож на кофе с молоком, и практически невозможно отделить молоко от кофе», — говорил Азнавур. Он всегда с гордостью отмечал свое происхождение, подчеркивал, что своими качествами обязан армянскому происхождению. На всевозможных сценах, всех этапах своей жизни и во многих интервью Азнавур постоянно упоминал Армению, рассказывал о Геноциде армян и о том, почему он и такие же миллионы армян разбросаны по всему миру – за пределами своей Родины.

Сразу же после землетрясения 1988 года Азнавур создал в Париже благотворительный фонд «Азнавур Армении», филиал которого был открыт также и в Армении в 1993 году. Азнавур многократно посещал Армению, чтобы лично ознакомиться с состоянием зоны бедствия, с тем, какие усилия прилагаются по решению возникших вследствие землетрясения проблем. Он до конца жизни продолжаль делать пожертвования и организовывать благотворительные концерты, доход от которых передавал пострадавшему от землетрясения населению. На средства фонда в зоне бедствия было построено множество жилых домов и школ.

Но говоря о Спиткском землетрясении, нельзя обойти вниманием имя другого человека, чей вклад в работе преодоления последствия землетрясения огромен. Это председатель Совета Министров СССР того периода Рыжков Николай Иванович. В те трагические дни для Армении комиссию по ликвидации последствий землетрясения возглавил именно он.

Как в последствии в своих интервью говорил сам Николай Иванович «Я приехал в Армению после землетрясения на 2 дня, а остался там навсегда». Увидев масштаб разрушения, председатель Совета Министров СССР принял решение остаться надолго.

На вопрос, почему остались, Николай Иванович отвечает «Почему я остался на 2 месяца? Почему практически бросил пост председателя Совета министров, и мои заместители тут работали? Потому что я, когда приехал, побыл день-два, понял, что мне нечего тут на два-три дня делать, а надо оставаться, надо мобилизовать страну для того, чтобы все-таки сделать то, что полагается нам. Слушайте, 25 тыс. похоронить надо было, вытащить мертвых людей. 16 тыс. вытащили из завалов, больше 100 тыс. стали инвалидами. В то время в Армении миллиона четыре их было, а сейчас там 3 или 2,5 миллиона. Разве могли бы даже 3-4 миллиона справиться с тем, что все разрушено лежало?! Только объединением усилий!».

За вклад в организацию восстановительных работ после разрушительного землетрясения Николаю Ивановичу Рыжкову было присвоено звание “Национального героя Армении”. И сегодня жизнь Николая Рыжкова неразрывно связана с Арменией. Вот уже 18 лет он возглавляет межпарламентскую комиссию по сотрудничеству между Национальным собранием Армении и Федеральным собранием Российской Федерации.

Не щадя своих сил, в зоне бедствия длительное время находились и заместители председателя Совета министров СССР Борис Щербин, Юрий Баталин, Лев Воронин, Иван Силаев и др. Они день и ночь без перерыва работали на местах, принимали участие в планирование и строительстве важных объектах для скорейшего преодолении  последствий землетрясения. Каждый из них заслужил благодарность армянского народа.

С первых часов землетрясения находящийся в Армении Борис Евдокимович Щербин возглавил особый штаб в Ленинакане (Гюмри). В разрушенном Ленинакане не действовали системы отопления, энергоснабжения, водоснабжения. Именно решение этих проблем Борис Щербин считал первоочередным для разрушенного города. Несмотря на 15-градусный мороз, он организовывал спасение людей, оказавшихся под завалами. От холода сам Щербин вскоре тяжело заболел. Врачи предложили ему срочно отправиться в Москву, но он категорически отказался, продолжив свою работу на зоне бедствия, помогая жителям Ленинакана. Борис Евдокимович вернулся в Москву уже тяжело больным, где и умер. Благодарные жители Ленинакана назвали именем Бориса Щербина одну из улиц города, а также установили его бюст.

Но несмотря на огромные усилия до сих пор не удалось преодолеть последствия землетрясения. Говоря об этом Николай Иванович Рыжков озвучивает наверно самую главную причину, это распад Советского Союза,- «Если бы не разрушился Советский Союз, я думаю, что львиная доля из того, что задумывалось, было бы сделано. Может быть, и не в три года, как говорили тогда, может быть, еще год – два понадобилось бы, но это бы уже не меняло положения. А когда разрушился Советский Союз, все республики ушли из зоны бедствия. Россия уходила последней, а самой последней была организация «Агрострой». Практически Армения осталась один на один с проблемами. И потребовалось долгое время, пока не изменилась политическая обстановка в Армении и пришли другие люди, постепенно, шаг за шагом началось восстановление, но еще очень многое предстоит сделать».

Несмотря на прошедшие 30 лет Армения, оставшаяся один на один с последствиями  землетрясения, проделала многое для преодоления беды, постигшей нашу Родину еще в далеком 1988 году. Но нам предстоит делать еще больше для окончательной победы над бедой. К этой победе мы сможем прийти только благодаря совместным усилиям, в том числе и наших друзей, которые, как и тогда, всегда готовы помочь.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here