Экономика Армении в 2020 году в контексте членства страны в ЕАЭС. О перспективе возобновления работы транспортных коммуникаций Южного Кавказа

0
404

ТАТУЛ МАНАСЕРЯН

Доктор экономических наук, профессор,

Члвн Евразийского экспертного клуба

 

Основные экономические тренды

Судя по итогам, 2020 год запомнится не только спадом в экономике страны, но и противоречивыми тенденциями и событиями, уроки которых следует учитывать при составлении перспективных планов развития, а также для прогнозов на будущее. Больше всего потерь от войны в Армении и в Арцахе. Приостановлена добыча природных ресурсов в Сотке и в разных районах Арцаха (золото, медь, молибден и др.), резко сократились инвестиции в регион. Затраты на войну для экономики Армении обернутся тяжелыми последствиями в будущем, а для перевооружения армии потребуются большие финансовые вложения. Что касается Азербайджана, то каждый день войны обходился бюджету в $ 50−80 млн. Но учитывая стратегические резервы Азербайджана в районе $ 50 млрд, можно отметить, что страна не испытывала и не испытает сильных экономических потрясений. Куда больше она теряет от пандемии и низких цен на нефть. Важно отметить, что даже без учета негативного последствия короно-экономического кризиса и тяжелых последствий войны в Арцахе, можно было ожидать существенного замедления темпов роста экономики и спада в ее отдельных отраслях.  Одна из причин отмеченного, некомпетентное отношение к управлению экономикой и крайне неэффективная социально-экономическая политика правительства Армении.

В результате объем промышленной продукции Армении в январе-декабре 2020 года в текущих ценах составил 2 трлн 70 млрд 286.5 млн драмов (более 4 млрд 233 млн 628 001 долларов США). По сравнению с тем же периодом 2019 года этот объем  снизился на 0.9%. В декабре 2020 года объем производства составил промышленности 238 млрд 183,4 млн драмов, по сравнению с тем же периодом 2019 года этот объем снизился на 5,8%, а по сравнению с ноябрем прошлого года — на 14,4%.

За 12 месяцев прошлого года производство горнорудной промышленности и эксплуатации месторождений было на 403 млрд 95.6 млн драмов и превысило аналогичный показатель 2019 года на 11.6% (самый большой показатель роста). В декабре 2020 года производство в данной отрасли достигло 39 млрд 935.9 млн драмов. Обрабатывающая промышленность в январе-декабре 2020 года дала продукцию на 1 трлн 387 млрд 923.7 млн драмов — на 3.9% меньше, чем за тот же период 2019 года, в декабре прошлого года в этой отрасли было на 170 млрд 320.9 млн драмов продукции — на 7.3% меньше, чем за тот же месяц 2019 года, и на 17.7% больше, чем в ноябре 2020 года.

В прошлом году в сфере поставок электроэнергии и газа было выпущено продукции на 257 млрд 843,1 млн драмов. Рост по сравнению с прошлым годом составил 0,1%. В декабре 2020 года продукция сферы составила 26 млрд 273.6 млн драмов и сократилась по сравнению с декабрем 2019 года на 3.0%(1).

Показатель экономической активности в 2020 г. зарегистрировал спад на 7,5% по сравнению с аналогичным периодом 2019 года, что, в основном, обусловлено значительным спадом в сфере услуг и секторе строительства в течение года. На формирование слабого внутреннего спроса, в основном, повлияло значительное снижение частного потребления, что, в свою очередь, было вызвано осторожным поведением населения в условиях существующей неопределенности, а также замедлением темпов роста кредитования, особенно, в последние месяцы. Согласно отчету «Индекс потребительских цен в Республике Армения в 2021 году», по сравнению с январем 2020 года, например, средняя цена на подсолнечное масло увеличилась на 44,3%, на сахар и сахарный песок — на 40,7%, на яйца — на 26,4%. В целом, цены на продукты питания, напитки и табак в январе этого года по сравнению с январем прошлого года выросли на 6,8%, на непродовольственные товары — на 5,5%. Рост цен на продовольственные товары также замечают и простые граждане.

Отметим, что существенные изменения произошли также на валютном рынке. В январе 2021 года средний расчетный курс армянского драма к доллару США составил 521,2 драма, что на 8,8% выше соответствующего показателя января 2020 года — 479,2 драма. По нашим оценкам в 2020г. уровень безработицы (более 20%) в Армении вырос не только за счет ухудшения внутриэкономической ситуации и тяжелых последствий войны, но и из-за локдауна и спада деловой активности в России и в других странах, принимающих рабочих из Армении. Избыток временно свободной рабочей силы находит спрос в разных транах с постепенным улучшением ситуации, связанной с пандемией уже в начале 2021г.

В силу указанных причин резко сократились также инвестиции в экономику Армении. В результате, правительство увеличило размер на сумму 750 млн долларов госдолг по беспрецедентно низкой для Армении процентной ставке 3,8%. По состоянию на конец декабря 2020 года, госдолг Армении составлял 7 млрд 968,5 млн долларов, то есть, за прошедший год этот долг увеличился на 647,2 млн долларов.

Несмотря на общий спад в экономике, по данным Национального статистического комитета, в 2020 г. ВВП в сельскохозяйственном секторе вырос на 1,4%. В сфере растениеводства зафиксирован рост на 2,3%, животноводства – на 0,6%. В 2021 году планируется количество подлежащих страхованию сельскохозяйственных культур довести до 11 для реализации программы во всех областях Армении. Зафиксирован прогресс в рамках реализации программы племенного животноводства и скотоводства. На кредиты Всемирного банка в 2020–2021 гг. подписаны контракты с 57 перерабатывающими компаниями для модернизации производственных мощностей и внедрения систем безопасности хранения пищевых продуктов.

Армения и ЕАЭС

Оборот розничной торговли в Армении сократился на 16,6% — Армения вторая в ЕАЭС. Практически производство сельскохозяйственных продуктов в Армении выросло на 1,5%, что на 2,3% больше  роста в ЕАЭС. В целом, пандемия коронавируса и вызванные ею процессы негативно повлияли на экономику Евразийского экономического союза. В ЕАЭС в январе-ноябре 2020 года наблюдалось снижение основных социально-экономических показателей, за исключением производства продукции сельского хозяйства. Примечательно, что за указанный период производство сельскохозяйственной продукции во всех странах ЕАЭС выросло. Тем не менее, пандемия коронавируса негативно повлияла на экономику ЕАЭС. Так, индекс промышленного производства в январе-ноябре 2020 года, по сравнению с тем же периодом 2019 года, составил 97,2%, индекс оборота розничной торговли – 95,9% (102,3% соответственно), индекс грузооборота – 94,7% (100,9% соответственно). Наибольший спад зафиксирован в пассажирообороте – индекс составил 51,3% (106,5% соответственно). Объем промышленного производства ЕАЭС за указанный период составил 929,0 млрд долларов США и снизился, по сравнению с аналогичным показателем 2019 года, в постоянных ценах на 2,8% (7). Можно полагать, что экономики стран Евразийского экономического союза выдержали кризис, связанный с коронавирусом, выйдя из него с минимальными потерями. Единственной страной в мире, которая сумела обеспечить небольшой рост в экономике в прошлом году, стал Китай. В других государствах зафиксировано падение объемов ВВП. Что касается стран ЕАЭС, то наибольший урон зафиксирован в сферах услуг и туризма. Тому, что страны ЕЭАС вышли из кризиса с минимальными потерями, в немалой степени способствовали меры по финансовой поддержке бизнеса, принятые правительствами. В текущем году ожидается рост экономик стран ЕАЭС, но точные прогнозы сейчас делать сложно. Экономическая активность заметна уже только по тому, как вырос запрос на рабочую силу в ЕАЭС, в частности, в России (8).

Устойчивым оказался и армянский экспорт в Россию, сократившись на 11%, тогда как экспорт в ЕАЭС упал почти на треть. Умеренной также была девальвация драма. Можно прогнозировать рост безработицы на фоне экономического спада с 19% до 24%. В целом экспорт снизился на 5,2%, а импорт — на 15,9%. Снижение цен на продукцию экспортеров было частично компенсировано увеличением физических объемов поставок, прежде всего концентрата фрутоцитных металлов.Для внесения стабилизации важно сделать ставку на развитие экспорта — и прежде всего в направлении ЕАЭС. В этой связи членство Армении в ЕАЭС позитивно сказалось на динамике ее экспортных потоков. По данным за 2015-2019 годы, Армения получила наибольшую выгоду от участия в ЕАЭС, объем ее внутрирегионального экспорта вырос в 2,4 раза, составив свыше 1,3 миллиарда долларов или почти 10% ВВП.

Перспектива разблокировки коммуникаций

Что касается разблокирования транспортных коммуникаций в регионе, то, по мнению некоторых экспертов в России, это позволит Армении иметь сухопутное сообщение с Россией по территории Азербайджана и поэтому должна вызвать заинтересованность, чтобы получить дополнительную поддержку транспортировки своих товаров. Текущие условия поставки, в частности, из-за низкой пропускной способности Военно-грузинской дороги, не отвечают возросшим объемам экспорта. Следовательно, необходимо также расширить мощности морских портов Грузии. Что же касается разной денежной политики в странах ЕАЭС, то это тоже тормозит процессы в Союзе особенно во время ухудшения внешнеэкономической конъюнктуры: падают цены на основных топливо-сырьевых рынках. В итоге экспортеры углеводоров, Россия и Казахстан, существенно девальвируют свои национальные валюты с тем, чтобы компенсировать выпадающие доходы. Страны-импортеры углеводородов, в том числе и Армения, ограничены в масштабах этой девальвации ввиду того, что зависят от импорта. С другой стороны, когда девальвация российского рубля или казахстанского тенге существенно превышает девальвацию армянского драма, то это ухудшает условия торговли для Армении. Также, предстоит оценить масштабы потерь, которые понесла Армения. Экономика Армении может достигнуть докризисных объемов только в 2022 году (2).

Разблокировка границ позволит активно пользоваться новым коридором через Зангезур, соединяющий Азербайджан с Нахичеванью. У Армении появится новый транспортный коридор в Россию. Раньше коридор был только через территорию Грузии, но этот маршрут имел ряд недостатков в зимний период. Азербайджан приобрел новый маршрут, соединяющий его с Турцией. Азербайджан занял территории богатые золотом, медью, мрамором, известняком и другими полезными ископаемыми. То есть экспортные возможности «качественных минеральных ресурсов» будут расширены, и это большие поступления в бюджет. К тому же захваченные районы — это новые рабочие места и инвестиции. Таким образом, в среднесрочной и долгосрочной перспективе экономическое развитие Азербайджана будет диверсифицировано и экономика страны будет менее зависима от экспорта нефти и газа. С другой стороны, по некоторым оценкам российские и турецкие компании могут быть наиболее активными экономическими игроками этого региона (5). А в вопросе строительства и эксплуатации дорог – полная неопределенность: Турция закрыла границу с Арменией из геополитических соображений и пытается решить Карабахский вопрос в свою пользу.

Экономический риски возрастают. Вследствие разблокировки коммуникаций Армения может лишится экономической независимости и попасть в зависимость от турецкого или азербайджанского капитала. Если на армянском рынке появятся турецкие и азербайджанские работодатели, доходы определенных групп будут зависеть именно от них. То есть, если смотреть на разблокировку коммуникаций в долгосрочной перспективе, под сомнение будет поставлено само существование суверенной экономической системы. По мнению ряда экспертов, деблокада по большому счету будет в пользу Турции и Азербайджана, за всем этим проглядываются общие геополитические цели Турции и Азербайджана (3).

Таким образом, проект разблокировки экономических и транспортных путей в регионе – оценивается трудно реализуемым сразу по нескольким причинам. В условиях незаконченной войны и очевидной антиармянской истерии в Азербайджане, практически невозможно рассчитывать на обеспечение безопасности элементарной жизнедеятельности жителей приграничных общин.  На наш взгляд, прежде, чем говорить о разблокировке внешних коммуникаций, важно открыть внутренние и обеспечить безопасное передвижение местного населения Арцаха (многие из них не в состоянии посетить могилы своих родственников, в городах и селах, которые находятся под контролем Азербайджана. Также, Турция в первую очередь должна разблокировать путь к Черному морю в соответствии с требованиями сразу трех международных конвенций, которые нарушаются этой страной на протяжении более трех десятилетий. С другой стороны очевидно, что от разблокировки коммуникаций могут выиграть только Турция и Азербайджан с неминуемой экономической экспансией относительно дешевых товаров, что вытеснить отечественного производителя из внутреннего рынка Армении и Арцаха.

Взгляд на 2021 год

Очевидно, что основным двигателем экономического роста в Армении в 2021 году станет внутренний потребительский спрос за счет восстановления денежных переводов мигрантов, улучшение инвестиционного климата, общее восстановление глобальной внешнеэкономической конъюнктуры, а также стабилизация внутриполитической ситуации в стране и укрепление национальной валюты. Дело в том, что Армения в 2020 году пострадала больше всех среди стран ЕАЭС в плане экономики, что отразилось на всех показателях. Если еще до войны в Карабахе из-за пандемии коронавирусной инфекции прогнозировался рост ВВП Армении в 2021 году на 3,5-4%, то уже в декабре этот показатель изменился и колеблется в пределах от 1% до 3,1%. Эти показатели ниже среднемировых значений, а также данных в регионе.

Экономика Армении в 2020 году пережила двойной шок: пострадала от масштабного военного конфликта, а также пандемии. Постепенное восстановление армянской экономики зависит от ряда факторов — как внутренних, так и внешних. В первую очередь это восстановление глобальной внешнеэкономической конъюнктуры, торговых, финансовых потоков, которые стимулируют армянский экспорт. Важно также диверсифицировать экономику путем привлечения иностранных инвестиций. Необходимо также сделать акцент на развитии информационно-коммуникационных технологий, на отраслях, которые показали рост даже в условиях пандемии.

Ситуация в экономике страны напрямую зависит от внутриполитического расклада. Прогнозируется несколько сценариев развития. Если нормализуется ситуация, то удастся к середине года добиться того роста, который даст возможность в пределах 2-3% развивать экономику и получить рост ВВП. Если продолжится та ситуация, которая сейчас сложилась, то вполне возможен отрицательный результат. Положительное воздействие на армянскую экономику окажет экономическое сотрудничество России и Армении. В рамках союза можно выработать четкий механизм по ценам на энергоресурсы, согласовать денежно-кредитную политику и разработку микроплана, с учетом того, что приоритетом считается кооперация стран. А вопросы по денежно-кредитной политике и созданию общего рынка энергетических ресурсов должны быть решены в короткие сроки и не должны носить субъективный характер. Армения — страна с малым населением и первоочередное значение имеет экспорт продукции, готовой продукции, а основной рынок — это ЕАЭС, и тут оставлять узкие места нельзя (4). Большую роль может сыграть ЕАЭС, смягчение влияния пандемии. Все это приведет к объективным факторам, которые окажут содействие в восстановлении экономики. Можно ожидать, что в условиях сохраняющейся неопределенности и рисков указанные тенденции в начале 2021 года продолжатся и окажут негативное влияние на внутренний спрос. В создавшейся ситуации сформировались значительные риски с точки зрения возможностей долгосрочного потенциального роста экономики, поэтому в этом контексте важно принять соответствующую расходную стратегию налогово-бюджетной политики, которая, наряду с другими структурными реформами, предпринимаемыми правительством, будет нацелена на восстановление экономического потенциала. Относительно возможных развитий по линии инфляционных ожиданий в экономике страны в ближайший период, Центробанк Армении считает, что высокая инфляция, в основном, была обусловлена факторами предложения, в частности, ростом цен на ряд импортных продуктов питания. В то же время, наряду с инфляцией, некоторые увеличивающиеся инфляционные ожидания оцениваются в области управляемости и, в основном, стабильны. По проекту госбюджета Армении, изначально экономический рост на 2020 год был запланирован в размере 4,8%, однако позднее с учетом обстоятельств был пересмотрен в сторону спада в 6% по итогам года, а по последним октябрьским прогнозам он может достичь 7,9% (6). По оценкам Всемирного банка, в 2021 году ожидается рост на 3,1%, а в 2022 году – на 4,5%. МВФ прогнозирует в 2021 году рост на уровне 1%. Экономический рост в госбюджете на 2021 год предусмотрен в размере 3,2%, а инфляция заложена на уровне 4% (±1,5%). По прогнозу госбюджета на 2021 год, в конце этого года госдолг Армении составит 9 млрд 35 млн долларов США. Вслучае прогнозируемого роста ВВП в этом году на 3,2% к концу года госдолг Армении составит около 70% от ВВП.

 

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here