Перспективы членства Армении в ЕАЭС в контексте современных реалий и прогнозов

0
327

Татул Манасерян

Доктор экономических наук, профессор,

руководитель Исследовательского центра “Альтернатива”,

член Евразийского экспертного клуба

 

Цикл публичных лекций членов Евразийского экспертного клуба

на тему «Армения и основные направления развития

евразийской интеграции в обозримой перспективе»

28 марта 2023 года, вторник

Армянский национальный аграрный университет,

г.Ереван, Республика Армения

Как правило, все прогнозы вытекают из конкретных условий, тенденций и реалий. В свою очередь, нельзя говорить о современных реалиях в Армении, России и ЕАЭС без учета и оценки санкций со стороныб Запада. При этом, можно прогнозировать, что вследствие санкций потери будут как в экономике в целом, так и в финансовом секторе. В частности, сократятся инвестиции, объем частных трансфертов, а снижение платежеспособности рынка может привести к сокращению объемов экспортируемых товаров из Армении.

Девальвация российского рубля в 2023г. может привести к тому, что покупательная способность населения России несколько снизится, т.е. россияне на ту же сумму смогут получить меньше товаров и услуг. Естественно, в этом случае, у нас будет сокращение объемов экспорта товаров из Армении на российский рынок, а из-за девальвации рубля армянская продукция станет менее конкурентоспособной на российском рынке.

Участие российского капитала в нашей экономике достаточно велико. И в такой ситуации инвестиции также уменьшатся, потому что в случае таких санкций Россия не сможет прежними темпами реализовывать инвестиционные программы в нашей стране.

Российский капитал имеет большой удельный вес и в банковской системе, поэтому  здесь также могут возникнуть проблемы. И если санкции сохранятся долго, проблемы могут увеличиться, но надо надеяться, что найдутся выходы. Конечно, Россия – не та страна, где санкции могут иметь односторонний эффект. Ущерб несет и Запад: компании из многих американских и европейских стран вели вполне успешный бизнес на российском рынке. То есть потери – не односторонние, а обоюдные.

На наш взгляд, некоторые тенденции 2022 года могут иметь продолжение в 2023 году.  Можно с уверенностью прогнозировать дальнейший рост деловой активности в нашей стране, который, на этот раз может быть ниже девяти процентов, если не возникнут внешние способствующие факторы и предпосылки.

Наши прогнозы несколько отличаются в цифрах от прогнозов влиятельных международных организаций, однако совпадают с прогнозами положительных тенденций. Так, ЕБРР в сентябре прошлого года прогнозировал рост экономики Армении на 8% в 2022 году и замедление до 4% в 2023 году. На данном этапе упомянутый прогноз остается неизменным — на уровне 4%. Рост в сферах торговли и услуг выражен двузначными числами. Приток значительного количества людей и предприятий из России повысил спрос на сферу услуг, сочетающийся со значительным увеличением притока денежных переводов. По оценке Министерства экономики Армении, за 2022 год реальный рост ВВП республики составил 14% при заложенном в госбюджете показателе в 7%, а также прогнозе по инфляции на уровне 4% (±1,5%).  Между тем, Международный валютный фонд (МВФ) прогнозировал экономический рост Армении в 2022 году на уровне 11%, Всемирный банк (ВБ) и Азиатский банк развития (АБР) — до 7%, Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) — 8%, а Евразийский банк развития (ЕАБР) — в 12,5%. $1 – 395,88 драма).

Напомним, что экономический рост Армении в госбюджете на 2022 год предусмотрен в размере 7%, а инфляция заложена на уровне 4% (±1,5%). В декабре прошлого года ЦБ Армении прогнозировал, что экономика страны по итогам 2022 года вырастет на 12,9%, а инфляция составит 9-9,5%.  ВБ прогнозирует, что экономический рост в Армении в 2023 году составит 4,1%.

Все указанные прогнозы важно рассмотреть также в контексте тенденций развития мировой экономики. В частности, в 2023 году рост мировой экономики замедлится до 1,7%, а не до 3%, как ожидалось полгода назад.

Как отмечается в последнем выпуске доклада Всемирного банка «Перспективы мировой экономики», рост мировой экономики резко замедляется на фоне высокой инфляции, повышения процентных ставок, сокращения инвестиций и нарушения цепочек поставок, вызванного конфликтом в Украине. Учитывая неустойчивость экономической ситуации, появление любого нового неблагоприятного фактора, например, ускорение инфляции выше ожиданий, резкое повышение процентных ставок для ее сдерживания, новая волна пандемии COVID-19 или эскалация геополитической напряженности, может столкнуть мировую экономику в рецессию. Это означает, что впервые за более чем 80 лет в течение одного десятилетия случилось бы две глобальных рецессий. Согласно прогнозам, в 2023 году мировая экономика вырастет на 1,7%, а в 2024 году – на 2,7%. Ожидается, что резкое снижение темпов экономического роста будет повсеместным: пересмотр прогнозa 2023 годa в сторону понижения затронул 95% развитых экономик и почти 70% стран с формирующимся рынком и развивающихся экономик. В 2023 году в развитых экономиках прогнозируется замедление темпов роста до 0,5% по сравнению с 2,5% в 2022 году. В последние два десятилетия подобное замедление темпов роста предшествовало глобальной рецессии.

В США в 2023 году прогнозируется снижение темпов роста до 0,5% – это на 1,9 процентного пункта ниже, чем прогнозировалось ранее, и самым низкий уровень с 1970 года, если не учитывать периоды рецессий. В еврозоне в 2023 году ожидаются нулевые темпы роста экономики, что на 1,9 процентного пункта ниже предыдущих прогнозов.

В Китае темпы роста в 2023 году, по прогнозам, составят 4,3% – на 0,9 процентного пункта ниже, чем прогнозировалось. С учетом вышеизложенного можно делать некоторые выводы для экономики Армении и России.

Ситуация заставит российскую власть стать более эффективной, находить выходы, проводить реформы. И ситуация в течение года может постепенно выправиться.

Не трудно прогнозировать, что экономика Европы понесёт больше потерь, чем США. Достаточно только того, что на энергетическом рынке Америки доля России существенно уступает европейским показателям. Россия обеспечивает 40% потребления газа в Европе, заменить эти объёмы будет очень сложно, поэтому в сфере энергетики сотрудничество с Россией сохраняется. А доля России в американском импорте нефти и нефтепродуктов в 2020 году составила 7%, это при том, что США добывают у себя нефть и в состоянии покрывать отказ от российской нефти. Таким образом, Европа пострадает больше.

Наши исследования подтверждают мысль о том, что положительные тенденции в Армении могут продолжаться в случае взвешанной и целенаправленной экономической политики. Можно также прогнозировать, что если правительство сумеет создать привлекательные условия для предпринимателей из России, то после заключения мира между Россией и Украиной, если останется даже всего 10% присутствующего ныне  инвестированного капитала, экономика Армении сумеет поддержать устойчивые темпы роста. Это, в свою очередь, положительно скажется на интеграционных процессах в ЕАЭС, которые проходят в непростых условиях. Текущая ситуация, по убеждению правительства, безусловно, сказывается на базовых экономических индикаторах всех государств-членов союза, и нам в это непростое для всех нас время следует сосредоточить усилия, чтобы максимизировать эффекты евразийской интеграции с учетом национальных приоритетов социально-экономического развития.

Важной задачей, на наш взгляд, является поддержание достигнутого уровня роста деловой активности. Для улучшения долгосрочных перспектив экономического роста, государству и частному сектору необходимо обратить пристальное внимание повышению устойчивости к изменению делового климата, стимулированию эффективной экономической диверсификации и повышению эффективности государственного управления. А это, в свою очередь, требует тесного сотрудничества с экспертным сообществом.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here