Ситуативные успехи и тревожные тенденции армянской экономики

0
97

Евразийский экспертный клуб провел 10-е по счету  экономическое исследование, представив результаты по теме «Экономика Армении в 2023 году в контексте членства страны в ЕАЭС» в ходе сегодняшней пресс-конференции в  пресс-центре «Спутник Армения» в Ереване.

Не стоит рассчитывать на ситуативный успех

«В прошлом году наша экономика показала высокие темпы развития, Армения во второй раз подряд лидировала в ЕАЭС по основным показателям экономического развития страны, — сказал директор Центра российских исследований ЕГУ, координатор Евразийского экспертного клуба Арам САФАРЯН. — В Армении зарегистрирован рост экономической активности на 9,4%. Валовый внутренний продукт вырос на 8,5%.

МЕЖДУ ТЕМ 2023 ГОД ПОКАЗАЛ, ЧТО ВНУШИТЕЛЬНЫЙ РОСТ ВНЕШНЕТОРГОВОГО ОБОРОТА ОБУСЛОВЛЕН в значительной мере реэкспортом в Россию и является результатом нестабильного глобального политико-экономического положения. Рассчитывать на подобный успех в долговременном разрезе не стоит. При том, что российские и западные экспертные заключения свидетельствуют: в среднесрочной перспективе изменений в отношениях глобального Запада и России не будет, и в ближайшие два-три года существующая ситуация сохранится».

По словам Сафаряна, таким образом есть время для того, чтобы армянский бизнес, с одной стороны, приспособился к существующим глобальным реалиям, с другой, использовал это время для наращивания собственного экспортного потенциала и особенно производства готовой продукции.

Касаясь экономической ситуации в России, А.Сафарян констатировал рост экономической активности в 3,5% в 2023 году. «Это очень хороший результат, — отметил эксперт. — По прогнозам ведущих рейтинговых агентств мира, российская экономика в нынешнем году вырастет на 2,5%. Что  означает: российский рынок будет продолжать оставаться чрезвычайно привлекательным для бизнеса дружественных стран».

Цифры по трансфертам свидетельствуют: в прошлом году 67% прямых трансфертов, направленных в Армению по банковской системе, поступили из России и только 11% из США.

«Однако важно понимать, что во втором полугодии 2023-го объем поступающих трансфертов резко снизился, это позволяет делать прогноз: в  2024 году объемы трансфертов могут снизиться на 15%, — подчеркнул эксперт. — Также в течение года наметились ухудшения структуры экспорта и импорта. Осознавать реальные тенденции чрезвычайно необходимо с тем, чтобы за ситуативными успехами нашего бизнеса было возможно разглядеть истинные потребности ведущих направлений экономического роста и поддержать их в 2024 и в 2025 годах. Экспертные наработки стран ЕАЭС позволяют утверждать, что внешнеторговый оборот стран пятерки будет расти также и в первой половине 2025 года. Дальше прогнозируется некоторый спад этих показателей».

Как отметил Сафарян, в этом году Евразийский экспертный клуб планирует отметить 10-летний юбилей ЕАЭС с акцентом на председательство Армении, издать книгу «Армения и Большое евразийское партнерство» совместными усилиями ЕГУ и Национального исследовательского института развития коммуникаций и провести вторую международную конференцию с участием известных ученых и экспертов из Армении, России, Казахстана, Беларуси, Кыргызстана.  

Исключая Россию, ОАЭ и Гонконг, цифры не радуют

«По состоянию на декабрь 2023 года в Армении сложилась новая ситуация: впервые за этот месяц экспорт превысил импорт, — отметил на встрече с журналистами кандидат экономических наук, доцент, руководитель портала анализа данных tvyal.com, член Евразийского экспертного клуба Агаси ТАВАДЯН. – В прошлом году 34,4% экспорта Армении (более 1/3), пришлось на ОАЭ и Гонконг. Ведущим  же направлением экспорта являлась Россия, на долю которой пришлось 40,6%. Следует отметить, что в отличие от ОАЭ и Гонконга, в которые явно реэкспортируется продукция из РФ, в Россию экспортируется в основном готовая продукция, произведенная в Армении».

При этом, по словам эксперта, если исключить из торгового цикла Россию, ОАЭ и Гонконг, то экспорт в другие страны в 2023 году сократился на 12,2%, что вызывает тревогу и представляет заметное отклонение от общей тенденции роста.

«ПРИ АНАЛИЗЕ ТЕМПОВ РОСТА ЗА ПОСЛЕДНИЕ 2 ГОДА БЕЗ УЧЕТА ЭТИХ 3-х ГОСУДАРСТВ рост армянского экспорта составил всего 0,6%, что не свидетельствует о стабильности. В 2023 году, опять же без учета России, ОАЭ и Гонконга, экспорт упал на 12,2%.  Что касается импорта, то он в основном поступал из России. При этом часть импорта из РФ была реэкспортирована в ОАЭ и Гонконг, что является одной из причин структурных изменений экспорта за последние 2 года», — заявил Тавадян.

Касаясь темы реэкспорта, экономист особо отметил увеличение реэкспорта машин и оборудования, что в значительной степени способствовало общему увеличению экспорта. Однако с августа 2023 года ограничения на реэкспорт автомобилей, введенные Грузией и Россией, значительно ограничили реэкспорт автомобилей в РФ. Реэкспорт автомобилей в 2024 году не ожидается.

«В условиях, когда реэкспортируются в основном золото и алмазы, а в банках высокие процентные ставки, развивать промышленность и сельское хозяйство весьма сложно, — отметил Тавадян. — Армения должна активно развивать отрасли с высокой добавленной стоимостью, обладающие экспортными перспективами. Налогово-бюджетная политика в Армении поощряет сектор информационных технологий с использованием налоговых льгот, а также поддерживает банковский сектор через возврат подоходного налога при покупке новой квартиры у застройщика. Между тем продвижение IT организаций и закон о возврате подоходного налога в основном способствуют созданию и увеличению заработных плат в секторах IT, строительства, услуг и финансов, которые в основном сосредоточены в Ереване. Эта тенденция усугубляет разрыв в развитии между Ереваном и марзами, поскольку новые рабочие места в основном создаются в столице».

Выезжаем за счет реэкспорта, но это не выход

По словам доктора экономических наук, профессора, руководителя исследовательского центра «Альтернатива», члена Евразийского экспертного клуба Татула МАНАСЕРЯНА, на рост экономической активности Армении в 2023 году существенно повлияли следующие факторы и тенденции:

– сложная геополитическая и геоэкономическая ситуация в регионе и напряженные отношения с Азербайджаном;

– косвенное воздействие украинского кризиса, а также негативное влияние противостояния Запад-Россия;

– переселение 120 тысяч беженцев из Арцаха;

– оккупация Азербайджаном 150 кв. км. суверенной территории Армении и парализация горнорудной промышленности в Сотке, аграрного сектора приграничных районов и других отраслей экономики Армении, и т.д.

«В ЦЕЛОМ 2023 ГОД ЗАВЕРШИЛСЯ ДОВОЛЬНО ВЫСОКИМ ТЕМПОМ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ, однако структура экономики ухудшилась, — сказал Манасерян. —  Показатель экономической активности резко ускорился в последние два месяца года за счет роста ювелирной отрасли. Вместе с тем произошло снижение выпуска продукции ряда традиционных отраслей экономики (производство продуктов питания, напитков, одежды), а следовательно, и объемов экспорта продукции этих отраслей, что отражает существенные проблемы в экспортном секторе. В промышленном секторе темпы роста были довольно низкими, а катализатором стал рост реэкспорта, что может носить краткосрочный характер. При этом, несмотря на значительный рост кредитов, предоставляемых коммерческими банками, объем кредитов промышленному сектору снизился, что свидетельствует о снижении инвестиционной активности сектора, а следовательно, об ожидании низких темпов роста в последующие годы».

Если учесть тот факт, что рост экспорта был вызван факторами, вызванными нестабильной и внешней ситуацией, тогда как экспорт продукции, произведенной в Армении, снизился, выходит, что в случае изменения внешней ситуации факторы, обеспечивающие рост экспорта, будут нейтрализованы, это приведет к серьезному ухудшению ситуации, свидетельствуя также об ослаблении экономического потенциала.

Также Манасерян отметил довольно тревожную ситуацию в сельскохозяйственном секторе. «В прошлом году было зафиксировано снижение на 0,3%, что происходит главным образом за счет упадка скотоводства, это, в свою очередь, является следствием утраты ряда пастбищ в приграничных зонах. Это еще один фактор, снижающий потенциал экономики (поскольку уменьшаются производственные возможности), но он имеет и социальные последствия, так как напрямую влияет на уровень жизни населения, проживающего в сельской местности».

Касаясь ситуации на рынке труда, Манасерян отметил, что  число рабочих мест с низкой зарплатой не уменьшается – скорее происходит рост общественного расслоения. Также не происходит и снижение бедности – недавно опубликованные показатели демонстрируют, что при экономическом росте бедность не сокращается.

«На этом фоне резко изменяется миграционная картина в стране – начался массовый наплыв в Армению трудовых мигрантов из Индии – примерно 14 000 человек, тогда как релоканты, прибывшие из России ранее, напротив, стали уезжать. Массовый отъезд стал фиксироваться с августа-сентября прошлого года. Не совсем понятная ситуация и с беженцами из Арцаха. Судя по всему, 15% из них уже покинули Армению», — подчеркнул Манасерян.

В контексте экономических перспектив при наличии довольно противоречивых тенденций главным двигателем армянской экономики в 2024 году, по словам эксперта, может стать реализация конкурентных преимуществ страны в случае использования реальных возможностей, возникших при создании свободной экономической зоны между Ираном и ЕАЭС, а также дальнейшей активизации связей с Россией и другими странами ЕАЭС.

«Немаловажное значение имеет также фактор эффективного управления экономикой, а также использование профессионального потенциала армянской диаспоры, — сказал Манасерян. — В результате возможных положительных сдвигов в указанном направлении можно прогнозировать рост показателя деловой активности в пределах 7-8%. В противном случае, максимальным представляется рост от 3-х до 4-х процентов».

Голос Армении

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here