Ожидания от председательства Армении в ЕАЭС

0
591

АРАМ САФАРЯН

Политический аналитик,

Координатор Евразийского экспертного клуба

 

Газета «Азг», 17 мая 2019 года, пятница

(перевод с армянского языка)

В конце апреля Армения на высоком уровне приняла у себя заседание Межправительственного совета ЕАЭС на уровне премьер-министров. Этот прием, организованный по всем правилам армянского гостеприимства, повысил авторитет нашей страны и ее властей и положил конец пересудам о том, что в новой Армении нет особого воодушевления этими интеграционными процессами. В Армении есть внутриполитическое единство по вопросу о том, что евразийская экономическая интеграция является одним из важнейших факторов, способствующих оздоровлению и развитию нашей экономики, поскольку здесь сокрыт наибольший потенциал, все еще ждущий своей реализации.

1-го октября Армения ждет руководителей стран-членов ЕАЭС. Сейчас обсуждаются программы различных мероприятий, которые могут дополнить и дать новое звучание заседанию Высшего совета ЕАЭС. Армения председательствует в руководящих органах Союза до конца декабря этого года. Подготовительная работа в роли председателя ЕАЭС, начатая по организационным причинам с некоторым запозданием, в данный момент находится в полном разгаре и дает основание представителям общественно-политического поля и экспертных кругов поразмышлять о тех дополнительных преимуществах, которые может получить наша страна при более активном и более конструктивном участии в евразийском интеграционном процессе. На вышеуказанном заседании премьер-министр Никол Пашинян заявил, что Армения готова принять разные мероприятия, относящиеся к евразийской интеграции, и предоставить площадку для сотрудничества и взаимодействия. Это также очень важное заявление, так как оно свидетельствует о предметной готовности Армении внести достойный вклад в развитие интеграции.

Дополнительные возможности для евразийского экономического развития

Премьер-министр Н. Пашинян заявил, что связывает экономическое развитие Армении с тремя направлениями: сферой высоких технологий, современной промышленностью и туризмом. На его последней пресс-конференции прозвучали удивляющие вопросы о том, когда же откроются новые заводы с большим количеством рабочих мест? Можно только сожалеть о том, что люди, работающие в области нашей экономической журналистики, не знают, что в мире идет уже четвертая промышленная революция, особенностью которой являются основанные на искусственном интеллекте заводы нового поколения, работу которых обеспечивают малочисленные специалисты с высшим образованием и глубокими знаниями. Времена больших заводов с тысячами рабочих прошли, а значит, одной из особенностей нового хозяйства является то, что нужно дать людям возможность работать, самовыразиться и, почему нет, творить в самых разных областях экономической жизни. Это одна из важнейших функций современного государства. В год нашего председательства в ЕАЭС мы можем инициировать серьезное публичное обсуждение того, как государство может помочь в развитии среднего и малого предпринимательства, привлечь в область производства и услуг тысячи людей, которые могли бы обслуживать традиционных промышленных гигантов и день ото дня развивающийся туризм. Мы помаленьку начали понимать, что неолиберальный экономический порядок не решает сложных вопросов лечения болезней нашей экономики. Мы начали понимать, что государство должно суметь сыграть большую роль в регулировании экономики. Как бы нам ни мешали наши глобальные кредиторы, мы должны найти оригинальные возможности понижения уровня бедности и повышения уровня занятости людей. Для этого необходимо, чтобы наш научный потенциал честно взялся за дело обслуживания государственных потребностей, что означает, что научно-образовательная система страны должна перестать жить сама по себе, отойти от самоцели самовоспроизводства и по требованию государства поставить свой научно-экспертный потенциал на службу осуществления конкретных программ, направленных на удовлетворение общественных потребностей.  Новые требования должны не пугать, а отрезвить и обрадовать наших ученых и экспертов, при условии, что государство найдет возможности применения их потенциала.

В прошлом году Владимир Путин сказал, что в России проживает более трех миллионов армян, тогда как в Армении – менее трех миллионов. Это огромный потенциал для развития Армении, серьезность которого поняли многие эксперты, к примеру, из Германии, Ирана и Китая, с которыми мне доводилось говорить. Российские армяне мало чем отличаются от американских или иранских армян в том смысле, что без разрешения государственной машины они не будут заключать серьезных сделок. Все более тесные рабочие взаимоотношения между Н. Пашиняном и В. Путиным решают часть сложной задачи по направлению возможностей российских армян в экономику Армении. Вторая часть – создание основанных на доверии отношений с российско-армянскими предпринимателями. К этому делу следует привлечь без исключения всех, кто способен что-то сделать. Каждый год в октябре в Ереване проходит Армяно-российский межрегиональный форум, участвовать в котором приезжают высокие государствнные чины их разных областей России. В прошлом для многих в Армении он был лишь ярким мероприятием, а в каком-то смысле, даже головной болью. Я уверен, что наше правительство, обращенное в сторону евразийской интеграции, сможет сформулировать для звеньев власти задачу по установке вопросов армяно-российского сотрудничества на практические рельсы. Говорят, что представители Казахстана в евразийских структурах продолжают настаивать на чисто экономическом характере евразийской интеграции и не позволяют обсуждать перспективы политической и гуманитарно-культурной интеграции на многостороннем уровне. Эту реальность следует учесть и подумать о развитии интеграции с теми, кто этого хотят, например, с Россией. До последнего времени Армения показала внушительные результаты в области экспорта, производства, строительства и услуг, чем привлекла внимание даже аналитических структур Запада. Ясно также, что подобные темпы роста производства и готовой продукции для удовлетворения спроса российского рынка не будут бесконечными. Прогнозы международных структур говорят, что начиная с 2019-20 гг., темпы роста могут стать скромнее, но мы – члены Евразийского экпертного клуба, настаивали и настаиваем, что даже при верности этого суждения есть еще существенные возможности для роста в легкой и перерабатывающей промышленности Армении. С другой стороны, в условиях продолжения западных санкций, у нас есть еще два-три года для наращивания такого промышленного ресурса, включая качественные армянские пищепродукты, который развернувшаяся к Востоку Россия с удовольствием примет, тем самым освободившись от груза прежней зависимости в этой области.

Единый евразийский рынок  открывает новые возможности для развития Армении. Не секрет, что Китай относится к Армении, как к звену евразийского экономического организма. Нам кажется, что развитие отношений с Китаем открывает новую возможность экспорта нашей продукции в Китай. Присутствие Китая в Армении в последние годы мало-помалу, шаг за шагом расширялось и сегодня есть все возможности для продвижения нашей экологически чистой пищевой продукции на китайский рынок. Однако для этого необходимо, чтобы китайцы лучше узнали Армению, в том числе за счет существенного роста объемов туризма.

Два слова о туризме, точнее о статистике в этой области. Она запаздывает и не успевает за ростом интереса научно-экпертных кругов и государства. Грузины принимают в два-три раза больше туристов, чем мы. Дело сбора и обработки статистической информации о туризме следует качественно улучшить. Это один из императивов нашего времени. Нельзя позволить, чтобы область, являющаяся новым лицом экономического развития страны, была предана простой саморегуляции.

Экономический коридор Иран-Армения-Грузия-Россия

Действительность такова, что мы, ради нашего экономического развития, либо по-возможности развиваем коридор Север-Юг, придавая новый импульс экономическому сотрудничеству Россия-Грузия-Армения-Иран, либо отстаем от наших конкурентов и перестаем представлять интерес, как суверенное государство. Развитию коридора просто нет альтернативы. Недавно мне представился повод провести обсуждения с иранскими бизнесменами. Они спрашивали, почему Армения не предпринимает быстрых шагов для продвижения сотрудничества с Ираном в свободной экономической зоне? Чего мы ждем в Армении? Соглашение о свободной торговле между ЕАЭС и Ираном заключено сроком на три года, который считается достаточным, чтобы в Иране определились, стоит ли устанавливать режим свободной торговли со странами ЕАЭС на более длительный срок? С другой стороны, наши коллеги по ЕАЭС с интересом следят за тем, как будет Армения на практике развивать экономическое сотрудничество с Ираном в известных условиях. На эту тему стоит организовать специальные обсуждения на компетентном и заинтересованном уровне, потому что нужно наконец понять, оставляют ли новые американские санкции место для такого развития. Если даже в армянской верхушке есть силы, «подсказывающие» руководителю Армении держаться подальше от гнева американцев и не торопиться в вопросе начала нового сотрудничества с Ираном, очевидно, что мы должны постоянно искать возможности для его осуществления в существующих условиях. Интерес к сотрудничеству Армения-ЕАЭС- Иран не вечен. Азербайджан, который не является членом ЕАЭС, но имеет имеет гораздо более глубокие и взаимовыгодные отношения с Беларусью и Казахстаном, угрожает заполнить собой коридор Север-Юг. Было бы правильно, чтобы в Армении мы вместе с российскими коллегами начали публичное обсуждение в целях раскрытия нереализованного потенциала сотрудничества ЕАЭС-Иран. Отдельным вопросом является также превращение соседней Грузии в активное звено этой оси и тем самым ее удержание в сфере наших стратегических интересов.

Как видим, при написании этой аналитики мы, волей-неволей, обращаемся к теме публичных обсуждений. Поиск интеллекта, направленного на удовлетворение государственных нужд,  должен наконец состояться. Довольно говорить о том, что самым главным богатством страны является человек со своим активным образом жизни, врожденным трудолюбием и способностью быстрого ориентирования. Интеллектуальный потенциал Армении продолжает оставаться невостребованным, тогда как новая власть, все еще пользующаяся неистекшим вотумом народного доверия, обеспечивающим большую свободу действовать и ориентироваться, должна подумать о вовлечении в развитие страны по-возможности большего числа знающих и подготовленных людей. Наша государственная машина медленно действует, медленно откликается на требования ежедневно меняющегося мира. Это беспокоит интеллектуальные круги, озабоченные будущим нашей государственности. Это еще одна возможность пригласить власти Армении к совместной работе во имя экономического развития и роста благосостояния общества.

 

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here